psilogic: (Default)
psilogic ([personal profile] psilogic) wrote2008-02-02 05:59 pm

Радикальный интернационализм

Недавно я обмолвился, что считаю себя радикальным интернационалистом, однако, с кучей оговорок. Попытаюсь прояснить свою позицию (это первая цель данного текста).

Сразу скажу, что позиция эта возникла постепенно, на основе личного жизненного опыта, как плод длительных размышлений. Поэтому поколебать ее, разумеется, возможно, но сильно изменить – сложно. Естественно, я и сам хотел бы поколебать чью-то позицию, а чью-то – укрепить. Это вторая цель данного текста.

Итак, радикальный интернационализм. Сначала коротко, так сказать, в форме квинтэссенции. Основная идея заключается в двух пунктах:

1. Концепция “национальности” и все ее аналоги (“нация”, “раса”...) должны быть разрушены полностью. Человечество должно осознать их абсурдность и вредность – как это стало с концепциями вечного двигателя или людоедства. Это – цель отдаленного будущего.

2. Пока цель не достигнута, в обществе будет сохраняться национализм в разных формах, это нормально, и это даже необходимо. Но нужно также следить за тем, чтобы национализм принимал разумные формы.

Таким образом, в своих идеалах я – радикальный интернационалист, а по отношению к текущему моменту – рациональный националист. Если я не вписался в чью-то стереотипную дихотомическую классификацию интернационалист/националист – это сугубо ваши проблемы. :)

Теперь подробнее...


Что значит полное разрушение концепции национальности?

1. Это отказ от привязки языка к происхождению (происхождение – это место, время рождения и родители). Появление единого общеземного языка для повседневного общения всех Homo Sapiens-ов, в том числе и в семейном кругу. При этом возможно развитие ответвлений этого языка, то есть, сленгов и арго, но все ответвления не должны быть привязаны к происхождению. Например, может быть сленг программистов, “падонков” или “ролевиков”. Но не должно быть специального сленга выходцев с Гавайев или Гималаев.

Польза от единого языка велика и сама по себе, не только в связи с вопросом национализма. Представьте себе, что в какой-то момент все старые книги, фильмы переведены на единый язык. Тогда люди в повседневной жизни не будут знать, что такое языковый барьер. Единственный случай, когда перевод будет все-таки необходим – это обнаружение археологами старинных рукописей. Представьте себе эту картину будущего и сравните с современностью.

Религиозным людям я могу сказать так: смешение языков у строителей вавилонской башни – это именно наказание, а вовсе не повод для гордыни. Прошло уже достаточно поколений, и вы можете уже не нести наказание за их грех. Поддержание языковых барьеров, неприятие заимствований из других языков, ратование за чистоту своего языка – это уже мазохизм, это такое самоистязание, которое не имеет смысла, это то, чего Бог от вас не требовал никогда.

2. Это отказ от привязки традиций к происхождению.

Например, такое понятие, как “национальная кухня” должно быть изжито. Рецепты блюд не нужно забывать, можно даже помнить их происхождение, но лишь в историческом плане. Как например мы сейчас пользуемся разными словами, пришедшими из греческого или латыни, но при этом не называем себя ни греками, ни римлянами. В идеале человек должен выбирать для своего меню то, что вкусно (ему), а не то, что ели его предки.

То же самое относится и к остальным традициям – например, что касается обращения с гостями или воспитания. Из традиций разных народов надо выбирать лучшие в чисто практическом плане. А если среди лучших есть несколько хороших вариантов, тогда выбор должен основываться на личном вкусе, а не на традициях предков.

А как же идентичность?

В некоторых источниках, включая и психологические, я читал такое мнение: причисление себя к определенной нации, национальности, культуре – есть естественная потребность, необходимость.

Я утверждаю, что это – ложь, живучий “мем”, который вообще и в целом для человечества вреден, однако он полезен для определенных кругов, эксплуатирующих этот мем в своих корыстных целях.

Я намеренно не использую здесь выражение “идентифицировать себя с”, так как оно специально-психологическое. В повседневном языке есть более привычные обороты: “относить себя к”, “причислять себя к”.

Человек может причислять себя не только к определенной национальности или культуре. Он может относить себя к мужчинам или женщинам, старым или молодым, гуманитариям или технарям, блондинам или брюнетам, демократам или консерваторам, программистам, бухгалтерам или физикам... в общем, для удовлетворения потребности объединиться с кем-то у него останется еще очень много возможностей.

Данный мем утверждает еще и то, что причисление к определенной нации не требует усилий. Но среди перечисленного многое также не требует усилий. Например, причисление к мужчинам и женщинам, старым или молодым. Так что национальности тут не являются чем-то исключительным.

А зачем?

Чем же мне не угодило понятие национальности, чем оно отличается от других причислений, которые я уже перечислил?

Тем, что по этому признаку удобно не только объединять людей, но и разделять.

Помните “разделяй и властвуй”? Вот именно. Вы можете причислять человека к женщинам или мужчинам, но вы не сможете обойтись без тех и других. Разделить нельзя. Вы можете причислять людей к брюнетам или блондинам, но слишком сложно переломить вкусы, части людей все равно будут нравиться блондинки, а части – брюнетки. Вспомните, как безуспешно масс-медиа пытается внушить идеал женщины типа “суповой набор”. Все равно многим нравятся пухленькие.

А с национальностью не так. По ней очень удобно разделить. Немцы легко могут обойтись без евреев, русские – без чеченцев. Стремление разделять можно наращивать вплоть до кровопролития.

И, в тоже время, национализм объединяет. Поэтому метод политика националистического толка очень прост:
Пункт первый: привлекай “паству” идеей объединения.
Пункт второй: разделяй.
Пункт третий: властвуй.
Элементарно!

Зачем тогда национализм?

Затем, что есть идеал, отдаленная цель, а есть текущий момент, реалии сегодняшнего дня. Люди уже разделены по национальному (и культурному) признакам. Людей уже разделили, и над ними уже властвуют. Разделение выливается в разные формы агрессии или несправедливости. Агрессии и несправедливости надо уметь противостоять.

Если Германия напала на СССР, то вопрос об антигерманизме или национализме не рассматривался. Большая часть нападавших была немцами, и солдаты называли их “немцами” или “фрицами” без всякой политкорректности. Это факт, зачем же его игнорировать?

Если из определенной республики идет поток определенного криминального элемента, однородный по национальному признаку, это тоже факт. Когда кто-то говорит, что азербайджанцы контролируют героиновую торговлю в России, он озвучивает известный ему факт. И глубоко параллельно, как это будет истолковано – как национализм или нетерпимость. Это факт. Если кто-то говорит, что среди революционеров-большевиков или среди композиторов непропорционально много евреев – неважно, какое клеймо вешают на это высказывание. Это факт. Факты имеют такое свойство: они не исчезают после того, как кто-то их заклеймил.

Если в армейской части образуется некая агрессивная группа по национальному признаку – то что делать остальным? Либо терпеть, либо, если есть силы, сопротивляться. Такое сопротивление неизбежно будет иметь антинациональный внешний вид.

Какие формы национализма разумны?

Надо всегда иметь в виду дальнюю цель: радикальный интернационализм, отказ от понятия национальностей. Если есть возможность продвинуться в этом направлении, то такую возможность не надо упускать. Например, не надо мешать смешению языков.

В то же время, отступления в сторону национализма должны быть продиктованы исключительно реальной необходимостью. Не следует тешить “потребность в причислении”, дескать, я – русский, ах, как это круто, да наш язык – самый великий и могучий. Это бред. Вполне достаточно фактов. С такой-то республики прибыло столько то мигрантов. Они принесли такую-то пользу (построили столько то кв. метров жилья). Они принесли такой-то вред (наркотрафик за их счет увеличился настолько-то). Нам этот расклад невыгоден? Есть желание его улучшить? Работаем! (Пояснение: кому "нам"? Ответ: тем, кому это не нравится, независимо от национальности)

Я не приемлю националистическое движение как форму ублажения обезъяньих садистских позывов, как форму заигрывания с некрофилией. Для справки: некрофилия – это не только половое извращение у маньяков. Это еще и психологический термин. Он означает, что человек ощущает сильнейшую потребность убивать, решать, кто достоин жить, а кто умереть – или хотя бы быть причастным к таким убийствам и решениям. Кормление некрофилов – занятие столь же опасное, как кормление крокодилов.

Полезность русского националистического движения может стать явной, если они помогут избавиться хотя бы от одного наркобарона иной национальности и смогут предотвратить посадку на его место такого же ублюдка, но русского.

Пока роль русского националистического движения ограничивается тем, что они запугивают всех чужаков без разбора в тех регионах, где им хватает для этого сил. Результаты этого сомнительные. Запугать осетинов в Москве, чтобы простимулировать тем самым погромы русских в Осетии? Это, типа, большая победа русского национализма? Это, скорее, победа политиков от национализма, так как сочувствующий электорат в Москве более многочисленный, ну а несколько погибших русских в Осетии... мир им пухом, сделаем из них мучеников, изобразим сочувствие, заработаем пару пунктов у московского электората.

Русский национализм должен приносить пользу для русских, а не для русских политиков. Политики не имеют национальности, для них причисление себя к русским - не потребность, а средство.

Как-то так...


И общий вывод или лозунг на транспарант. Мем, если хотите:

Интернационализм - при возможности, национализм - при необходимости.

[identity profile] daryonka.livejournal.com 2008-02-02 09:16 pm (UTC)(link)
не вполне поняла с идентичностью, кухнями и тп. например:

Мне в принципе приятно и интересно, что я происхожу вот именно из своей семьи, а не из какой-то другой, мне интересна и важна ее история, там, где я могу ее проследить, и хочется проследить как можно дальше.
Это утверждение остается в силе, если вместо "семья" я пишу "страна" или "национальность" (с последним идут путаницы, если глянуть на два поколения назад, но ладно).
По-моему, это и есть /национальная/ идентичность.
Это само по себе не подразумевает, что я сплю и вижу поголовное истребление всех, кто не входит в мой клан.

Дальше еще забавнее. Большая часть кайфа в том, чтобы причислять себя к женщинам (например))) - обеспечивается именно существованием (в обозримом пространстве желательно) мужчин.

Причисление себя к определенной фамилии и национальности, возможно, и получится объяснить исключительно "воспитанием", но половая самоидентификация имеет вполне объективные естественные причины. При этом и то, и другое, может с равным успехом и объединять, и разделять.

Так что здесь, наверное, не стоит валить в одну кучу пол, возраст, национальность и кухню, во-первых. Во-вторых, - не важно, является ли идентификация с к-л национальностью "естественной потребностью" или нет, - главное, может ли от этого быть польза (не только "общественная", "во избежание большего зла", о которой ты говорил).

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2008-02-02 09:33 pm (UTC)(link)
Насчет интересно - это понятно. Историю никто отменять не предлагает. Насчет приятно... думаете, в вашем роду не было преступников, неудачников или моральных уродов? Если вы думаете, что не было, то вы наивны. Если вы о них догадываетесь, и вам все равно приятно, то что-то не так с вашими эмоциями. Если вы предпочитаете не задумываться о них или оправдывать их, то вы прекрасное сырье для гитлеров всех мастей. Но это нормально.

В том то и дело, что это нормально, но, одновременно, это и плохо.

Одно дело говорить: среди моих предков по отцовской линии был племянник Мазепы. Другое дело говорить, я - украинский националист, как он. Я так не скажу. Я - не он. Я - русский по происхождению, но нынешние русские - это не те русские, что воевали с Гитлером в 41-45 году. Мы, нынешние, не прошли через войну, мы не герои, мы - обыватели. Одно дело, когда нынешний молодой немец говорит: я - немец. Другое дело, когда он говорит: я отвечаю за то, что случилось тогда, я обязан платить евреям за Холокост. С какого, извиняюсь, хрена? Дети за отцов отвечают?

Когда вы идентифицируете себя со своей национальностью и со своей нацией, вы тем сами принимаете на свою долю грехи своих предков и грехи живущих с вами одновременно людей той же национальности. Но виноваты ли вы в том, что русская мафия стала притчей во языцех в США? Вы что - из мафии? Одновременно вы принимаете на себя и гордость за достижения своей нации, хотя вам то гордитья вовсе нечем. О, Великий Русский Поэт Пушкин... говорят некоторые русские. А сами то они хото строчку могут сочинить на том же уровне? Так откуда гордость? Чем она фактически обусловлена, кроме некоторого сходства в генотипе? Да и то... учитывая происхождение Александра Сергеевича...

Важно, что национальную принадлежность легко "разыграть" для усиления вражды. А вот принадлежность к женщинам и мужчинам нельзя: возникают естественные препятствия, которые этому мешают.

[identity profile] daryonka.livejournal.com 2008-02-02 09:57 pm (UTC)(link)
<Насчет приятно... думаете, в вашем роду не было преступников, неудачников или моральных уродов? Если вы думаете, что не было, то вы наивны. Если вы о них догадываетесь, и вам все равно приятно, то что-то не так с вашими эмоциями. Если вы предпочитаете не задумываться о них или оправдывать их, то вы прекрасное сырье для гитлеров всех мастей.>

О, тут вылезает еще один полезный момент внимания именно к кровному родству или личности тех, кто воспитывал меня. (Может, и не непосредственно воспитывал.) Если у меня оба родители диабетики, мне важнее чаще проверять сахар крови. Если неудачники - найти хорошего психолога.
Радость познания. Чистая, вне морали. ) Идентификация с родом - не то же, что идентификация с каждым его представителем. Люди даже в одной семье - не вольвокс и не коралловый риф даже.

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2008-02-02 10:33 pm (UTC)(link)
Если неудачники, то не факт, что психолога - очень может быть, что и наоборот :))

[ откуда в ответ на мой коммент взялся тезис про _гордость_ Пушкиным? ]

В развитие мысли :)

[ Я ни разу не упомянула слов "гордость" или "позор". ]

Это было к слову "приятно" :)

про Пушкина...

[identity profile] daryonka.livejournal.com 2008-02-02 10:07 pm (UTC)(link)
предварительный вопрос - откуда в ответ на мой коммент взялся тезис про _гордость_ Пушкиным?

Я ни разу не упомянула слов "гордость" или "позор". Пожалуй, для меня эти понятия только на уровне личности могут быть, да.

Тут дело именно в языке. У меня один родной язык, причем Пушкин сильно приложил перо к тому, чтобы он был таким, каким я его получила. И я знаю, что никогда не смогу понять Шекспира или Данте настолько полно, как Пушкина. Поэтому я могу _любить_ (или ненавидеть) Пушкина с большим пониманием дела, чем Шекспира или Данте (если это не переводы из Шекспира и Данте русских поэтов).

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2008-02-02 09:48 pm (UTC)(link)
Я тут представил себе: "великий поэт брюнет А.С. Пушкин..." или "великий поэт коротышка А.С. Пушкин..."