psilogic: (Default)
psilogic ([personal profile] psilogic) wrote2008-09-17 05:47 pm

Прихреневая...

Я смотрю, многие любят всякие-разные тесты. Как говорится, "Щас спою!"

Нас (студентов-"психов") учат тому, что есть тесты-на-коленке-сляпанные и есть научные, прошедшие апробацию. Слово "апробация" должно, видимо, произносить с "апломбацией" :)

И вот для меня настал пипец, то бишь, пришло время кончать баклуши бить, а писать диплом. Поскольку во мне еще сохранились остатки социалистического воспитания, то диплом я решил не покупать, а писать сам. А, может, социалистическое воспитание - это просто красивая отмазка, а на самом деле повлияла жаба-констриктор (которая душит). А, может, просто интересно стало. А скорее всего - все вместе.

Ну и написал, конечно, скоро его на предзащиту высовывать, фишка не в том. По ходу написания пришлось мне поизучать тесты - и не просто по диагонали, а вдумчиво. Поизучать те самые, которые прошли апорбацию-апломбацию.

И знаете, господа, я прихренел. Если не сказать грубее. Меня интересовали конкретно задания на определение уровня интеллекта, наиболее близкие к логическим рассуждениям. И вот, беру я эти тесты, которые бог знает сколько лет "апломбируются" и бог знает сколькими высоколобыми пси-авторитетами поддерживаются. Беру, вчитываюсь въедливо и ах ре не ва ю.

Пример 1. Великий и ужасный Кеттел. Шкала "B". На основе этой шкалы вас запишут в умные или дураки. Берем одну задачку...

103. <АБ> так относится к <ГВ>, как <СР> относится к:
а) <ПО>;
в) <ОП>;
с) <ТУ>.
Смысл в том, что надо выбрать правильный ответ. Так чтобы отношение <АБ> - <ГВ> было таким же как <СР> - ?
Правильный ответ якобы <ОП>.

Мне кажется, что нормальный математик, уже прочитав условие, послал бы автора на йух. Потому как отношений всяких может быть дофига, и результат от этого зависит. Проверяем:

1. AБ – две соседние буквы алфавита;
2. ГВ – две соседние буквы алфавита;
3. Первая группа является соседней со второй группой;
4. В одной из групп (ГВ) буквы выписаны в обратном порядке.
5. Группа с обратным порядком букв (ГВ) в алфавите стоит после группы с прямым порядком (АБ).
То же самое можно сказать о буквах СР – ОП:
1. СР – две соседние буквы алфавита;
2. ОП – две соседние буквы алфавита;
3. Первая группа является соседней со второй группой;
4. В одной из групп (СР) буквы выписаны в обратном порядке.
5. Группа с обратным порядком букв (СР) в алфавите стоит после группы с прямым порядком (ОП).

Это я специально подобрал такие условия, чтобы правильным был ответ ОП. То бишь, сделал наглую "подгонку", за что где-нибудь в технарской специальности словил бы банан :)

А теперь давайте выберем чуть другой критерий под номером 5:
5. Группы в задании перечислены в том же порядке, что и в алфавите (сначала АБ, потом ГВ).
5. Группы в задании перечислены в том же порядке, что и в алфавите (сначала СР, потом ТУ).

Упс! Что же это... выходит, что правильный ответ таки не в), а с)?

Или можно использовать такой критерий:
5. Для восстановления переставить порядка букв в задании требуется переставить пару букв один раз: АБ[ГВ] -> АБ[ВГ].
5. Для восстановления алфавитного порядка букв в задании требуется переставить пару букв один раз: [СР]ТУ -> [РС]ТУ.
(Для вариантов СРПО и СРОП потребуется больше перестановок).

Опять с).

Ну это я то знаю, какой ответ правильный и могу подогнать, а тот, кто проходит тест, он то что будет делать? При развитом интеллекте человек быстренько напридумывает два десятка критериев, при которых правильным окажутся все три ответа вразнобой. Не факт, что испытуемому придет в голову первым именно тот самый критерий. Даже, если он начнет перебор с самых простых вариантов, так я там выше написал первый и второй варианты - они "на глазок" одинаково простые.

Выходит, чтобы правильно ответить на этот вопрос теста, надо иметь вовсе не развитый интеллект, а стереотипное мышление или точнее мышление с такими же стереотипами, как у афтара. :)

Ковыряюсь дальше.

Пример 2. Их великосиятельство мудрейший и древнейший Амтхауэр.

Сижу, вникаю, и продолжаю разочаровываться в человечестве. :)

31. а) занавес; б) щит; в) невод; г) фильтр; д) стена.

Цель: выделить одно слово, которое не "вписывается". Говоря математическим языком, надо угадать (sic!) множество M, к которому принадлежит только 4 из 5 перечисленных элементов, и пятый, который не принадлежит M, будет ответом.

Угадайте, какой ответ правильный?

Пока не скажу.
Возьмем множество "сплошные". Во всем могут быть дырки, но в неводе - обязательно. Еще подойдет множество "непрозрачные". Возьмем множество "мирные". Тут понятно, что щит нужен в основном солдатам, остальное - не обязательно. Возьмем множество "можно спереть". Теперь вроде бы из общего ряда выбивается стена. Хотя наш человек может спереть даже стену. Также можно обратить внимание на род и ввести замысловатое множество "существительное мужского рода". Тоже стена. Множество "большие предметы" выделяет фильтр. Хотя фильтры тоже бывают разные, но все же. Ну и, наконец, для слова "занавес" можно взять множества "слово не длиннее 6 букв", "слова не длиннее 2 слогов" и "вещи, которыми что-нибудь ловят" или удерживают (фильтром - примеси, стенами тюрьмы - преступников, неводом - рыбу, а щитом - стрелы или удары).

Правильный ответ - стена. Вы угадали? Поздравляю, у вас высокостереотипный интеллект :) Если хотите, можете поразвлекаться над другими примерами (какой ответ правильный, не так уж важно):

26. а) прилечь; б) приподняться; в) присесть; г) прислониться; д) привстать.
35. а) ученье; б) планирование; в) тренировка; г) отчет; д) рекламирование.
39. а) горлышко; б) пробка; в) ножка; г) спинка; д) ручка.

[identity profile] mashenka-sench.livejournal.com 2008-09-17 01:52 pm (UTC)(link)
Что значит "правильный" или "неправильный" ответ? Это же психологические тесты. Вот на вопрос про "кролик, капуста, морковка, яблоко" - обычно бывает два ответа. По устойчивости ассоциаций.

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2008-09-17 01:54 pm (UTC)(link)
Правильный это значит, что за этот ответ ты получишь +1 балл, а в конце теста, если наберешь большую сумму баллов, тебя назовут Машенькой-умничкой :) А если маленькую сумму - перекрасят в блондинки :)

(no subject)

[identity profile] psilogic.livejournal.com - 2008-09-17 13:57 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] psilogic.livejournal.com - 2008-09-17 20:28 (UTC) - Expand

[identity profile] gezesh.livejournal.com 2008-09-17 01:56 pm (UTC)(link)
А стена - это по какой логике?

Мне вот показалось, что невод. Все остальные вещи используются для защиты. Занавес - от света, ненужных взглядов, щит - от противника, фильтр - отвсяких гадостей, стена - понятно. То есть все эти вещи не пропускают к владельцу что-то ему ненужное. Невод используется совершенно иначе.:))

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2008-09-17 01:58 pm (UTC)(link)
Угу, невод ассоциируется больше с нападением, точно :)

(no subject)

[identity profile] asocio.livejournal.com - 2008-09-17 14:03 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] konhobar.livejournal.com - 2008-09-18 10:52 (UTC) - Expand

чешет репу

[identity profile] dimmel.livejournal.com 2008-09-17 02:00 pm (UTC)(link)
Мда... Стена мне в голову не пришла, хотя с ОП - попал... Неоднозначненько, однако.

Re: чешет репу

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2008-09-17 02:02 pm (UTC)(link)
и тебя вылечат... :))))

[identity profile] goh-dan.livejournal.com 2008-09-17 02:00 pm (UTC)(link)
рассказывала друзьям о особенностях мышления при шизофринии. ну типа там шо при шизофринии нарушаюца процесы класификации, обобщения и абстрагирования. от говорю например, список из нескольких слов, шиз в них лишнее правильно не найдет:

свеча, фонарь, луна, лампа

шо в списке лишнее? все хором сказали, шо фонарь. ну потому, что он на улице светит и потому, что его зажеч хоботно.
и диствительно, подумала я, фонарь лишний, так как он заканчиваеца на согласную.

приехала домой, ироничненько так спросила в гугла варианты заданий для этого теста.
сижу теперь думаю, чо лишнее в этом списке:

Дом, мачта, машина, корова, дерево

по моему, лишняя тут таки я

http://liza-gotfrik.livejournal.com/846020.html

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2008-09-17 02:01 pm (UTC)(link)
:)))

(no subject)

[identity profile] gezesh.livejournal.com - 2008-09-17 14:02 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] sezam_lj.livejournal.com - 2008-09-17 19:07 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] maria2811.livejournal.com - 2008-09-17 14:50 (UTC) - Expand

[identity profile] gezesh.livejournal.com 2008-09-17 02:05 pm (UTC)(link)
Кстати, с остальными задачками у меня еще хуже. Что атм парвильно-то?:)

26. Мне таки кажется, что "прислониться", поскольку это единственное законченное действие. Все остальные - неполные.

35. Вот тут у меня стопор.:)

39. Пробка? Все остальное - части тела?:)

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2008-09-17 02:12 pm (UTC)(link)
прислониться, рекламирование, пробка :)
Для рекламирования можно много всякое разное придумать, мне оно "показалось" правильным чисто интуитивно. Стереотип оказался там, где надо :)

(no subject)

[identity profile] radvi-sasha.livejournal.com - 2008-09-17 15:31 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gezesh.livejournal.com - 2008-09-17 16:39 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] radvi-sasha.livejournal.com - 2008-09-17 19:09 (UTC) - Expand

[identity profile] nekroz.livejournal.com 2008-09-17 02:10 pm (UTC)(link)
вообще практически все встреченные мной психологические тесты заставляют у меня на голове волосы шевелится дыбом
вопрос: вы предпочитаете следовать закону или справедливости?
и что мне отвечать, если я следую здравому смыслу?

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2008-09-17 02:13 pm (UTC)(link)
не могли, понимаешь, прямо спросить: вы конформист или нонконформист? :)

(no subject)

[identity profile] nekroz.livejournal.com - 2008-09-17 14:16 (UTC) - Expand

[identity profile] morri-gun.livejournal.com 2008-09-17 02:15 pm (UTC)(link)
а комментарии к этим тестам есть? в смысле, где хотя бы объясняются критерии?

или жрите, как хотите?

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2008-09-17 03:28 pm (UTC)(link)
Да, конечно есть. Например по второму тесту:
http://psylist.net/praktikum/22.htm

(no subject)

[identity profile] morri-gun.livejournal.com - 2008-09-17 16:07 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] psilogic.livejournal.com - 2008-09-17 16:32 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morri-gun.livejournal.com - 2008-09-17 17:12 (UTC) - Expand

[identity profile] kelavrik-0.livejournal.com 2008-09-17 02:23 pm (UTC)(link)
Неправда! Во втором тесте лишний занавес. Единственное слово означающее финал комедии :)

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2008-09-17 03:29 pm (UTC)(link)
гы! :))))

[identity profile] big-frog.livejournal.com 2008-09-17 02:33 pm (UTC)(link)
Очень интересно рассматривать тесты на интеллект с особенностями мышления различных соционических типов.

Еще более интересно рассматривать психологические тесты в контексте задачи соционического типирования. Как выясняется, тесты не способны с приемлимой точностью определить ни одну дихотомию юнга.
Собственно, даже понятно почему... как Вы правильно заметили, логика авторов гораздо уже логики тестируемых и тест демонстрирует исключительно совпадение стереотипа автора и стереотипа тестируемого.

[identity profile] 6ecnacnopma.livejournal.com 2008-09-17 02:39 pm (UTC)(link)
я лопухнулся на 35.
думал критерий процесс-результат, перечислены четыре процесса и как результат - отчёт. Не тут-то было!

[identity profile] mavka-vika.livejournal.com 2008-09-17 02:42 pm (UTC)(link)
Вот у меня как не у психолога, а филолога, часто возникают асоциации именно с родами, наличием суфиксов, притставок, етимологией слов и т.д.

И вообще такие тесты заставляют думать: "Какой же я блин дурак!" То есть, все, наверно, умные, а я вот одна дура и нифига понять не могу. Оказывается, я не одна такая.

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2008-09-17 03:40 pm (UTC)(link)
При серьезном рассмотрении выясняется, что, может, в чем-то и дурак, но не так уж и жалко, что дурак. Например, филологические ассоциации - интересная штука, не факт, что они хуже, например, геометрических. А все на свете все равно не освоить.

[identity profile] darth-mozg.livejournal.com 2008-09-17 02:44 pm (UTC)(link)
С первым вопросом у меня значительные сложности, потому что я не помню алфавита.
Я помню как располагаются кнопки на клавиатуре, а алфавит мне не нужен.
Например в словаре я ищу не задумываясь над порядком. Знаю, где примерно находится какая буква и просто листаю туда-сюда. Но если попробую подряд перечислить все буквы алфавита, то получается каждый раз разное число букв.
И я не вижу ни одной причины заучить алфавит, кроме как если для прохождения такого рода тестов, а я и так знаю что я самый умный и самый скромный.

[identity profile] aerrandil.livejournal.com 2008-09-17 03:09 pm (UTC)(link)
+ 1 ;)

(no subject)

[identity profile] psilogic.livejournal.com - 2008-09-17 15:42 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] http://mylid.net/ketmar - 2008-09-17 17:02 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] http://mylid.net/ketmar - 2008-09-17 17:03 (UTC) - Expand

[identity profile] radvi-sasha.livejournal.com 2008-09-17 03:22 pm (UTC)(link)
>31. а) занавес; б) щит; в) невод; г) фильтр; д) стена.

как стена???
у меня невод получился.
по признаку "защита".
А стена КАК получается?

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2008-09-17 03:43 pm (UTC)(link)
а у меня там в тексте есть критерии, по которым получается то или это. например стена - то, что нельзя унести в руках.

(no subject)

[identity profile] gezesh.livejournal.com - 2008-09-17 17:46 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] psilogic.livejournal.com - 2008-09-17 17:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] konhobar.livejournal.com - 2008-09-18 10:57 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] waspagv.livejournal.com - 2008-09-18 05:29 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] waspagv.livejournal.com - 2008-09-18 05:33 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] psilogic.livejournal.com - 2008-09-18 07:07 (UTC) - Expand

[identity profile] radvi-sasha.livejournal.com 2008-09-17 03:26 pm (UTC)(link)
даже интересно попробовать :)
26. г) прислониться - нельзя "слониться", лечь, подняться, сесть, встать можно, а слониться нет.
35. д) рекламирование. даже не знаю, но чем-то это действие отличается от остального списка.
39. г) спинка. Плоская, остальное круглое.

[identity profile] gezesh.livejournal.com 2008-09-17 04:42 pm (UTC)(link)
39. Во-первых, все остальное может быть не менее плоским, чем спинка.;)
Во-вторых, все остальное совершенно не обязательно круглое.:)

(no subject)

[identity profile] radvi-sasha.livejournal.com - 2008-09-17 19:11 (UTC) - Expand

[identity profile] esya.livejournal.com 2008-09-17 03:47 pm (UTC)(link)
Вот об этом и надо было писать диплом :)

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2008-09-17 04:37 pm (UTC)(link)
Конкретно об этом писать не надо: одно дело - шутить над признанными авторитетами в неформальной обстановке ЖЖ или в личной беседе, а другое - делать это по правилам Системы (под Системой я подразумеваю научную бюрократию). Так можно набить шишек, не получив никакой пользы :) Так что в качестве диплома я просто делаю свой, отдельный тест, который не входит в конфликт с Системой.

(no subject)

[identity profile] esya.livejournal.com - 2008-09-17 16:44 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] psilogic.livejournal.com - 2008-09-17 16:45 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] esya.livejournal.com - 2008-09-17 16:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] psilogic.livejournal.com - 2008-09-17 16:59 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] esya.livejournal.com - 2008-09-17 17:01 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] psilogic.livejournal.com - 2008-09-17 17:10 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] esya.livejournal.com - 2008-09-17 17:14 (UTC) - Expand

[identity profile] irrelative.livejournal.com 2008-09-17 04:40 pm (UTC)(link)
Эх! Я давно у же в подобных текстах ищу ответ не на вопрос "что лишнее", а на вопрос "чего от меня хотят" :-)

[identity profile] ff-kodiak.livejournal.com 2008-09-17 04:47 pm (UTC)(link)
Напишите про MMPI :)

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2008-09-17 04:55 pm (UTC)(link)
Если когда-нибудь приспичит в нем разбираться всерьез, то напишу :) Было бы желание - а придраться можно ко всему :))))

[identity profile] waspagv.livejournal.com 2008-09-17 04:48 pm (UTC)(link)
А чего не должно быть на автомобиле? А? Не знаете?

Правильный ответ: грязи!

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2008-09-17 04:56 pm (UTC)(link)
:]
кстати, некоторые преподаватели любят такие вопросы. фактически это получаются вопросы типа: "угадай, о чем я сейчас думаю" :)

(no subject)

[identity profile] http://mylid.net/ketmar - 2008-09-17 16:57 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] psilogic.livejournal.com - 2008-09-17 17:12 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] http://mylid.net/ketmar - 2008-09-17 17:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] waspagv.livejournal.com - 2008-09-18 03:07 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] http://mylid.net/ketmar - 2008-09-18 05:09 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] waspagv.livejournal.com - 2008-09-18 06:00 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] http://mylid.net/ketmar - 2008-09-18 06:05 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] psilogic.livejournal.com - 2008-09-18 07:06 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] http://mylid.net/ketmar - 2008-09-18 07:08 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] psilogic.livejournal.com - 2008-09-18 07:15 (UTC) - Expand

[identity profile] http://mylid.net/ketmar (from livejournal.com) 2008-09-17 04:56 pm (UTC)(link)
когда меня тестировали подобным («выбери лишнюю хуйню» или «выбери похожую хуйню») мне мгновенно стало скучно и я врубил «дальние ассоциации». за «тестировщицей» было так забавно наблюдать…

а алгоритм простой: сначала рандомом выбираю, что мне нравится (точнее, по простенькой формуле, чтобы исключить участие мозга в этом процессе), а потом придумываю, почему выбрал именно это. от некоторых своих ответов сам офигевал, честно. но тренировка на «срыв шаблонов» неплохая — практически без запинки придумать логичное обоснование/группировку любой ерунды. %-)

[identity profile] civil-engineer.livejournal.com 2008-09-17 05:00 pm (UTC)(link)
Ужас, ужас.)

[identity profile] hitrjuga.livejournal.com 2008-09-17 07:56 pm (UTC)(link)
а разве тестирующие не страдают манией величия?

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2008-09-17 08:00 pm (UTC)(link)
а препод, принимающий экзамен?

(no subject)

[identity profile] declonter.livejournal.com - 2008-09-18 08:25 (UTC) - Expand

[identity profile] livejohan.livejournal.com 2008-09-17 08:01 pm (UTC)(link)
а) огород; б) лебеда; в) Киев; г) дядька :-)

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2008-09-17 08:05 pm (UTC)(link)
:)))

[identity profile] eugenebo.livejournal.com 2008-09-17 08:50 pm (UTC)(link)
Известная проблема. Бифуркация решений, очень похоже на возникновение турбулентности.

При интеллекте ниже какого-то уровня человек видит 0 решений. Затем на некотором интервале интеллектов -- одно. Затем, на более коротком -- 2. Потом, на ещё более коротком -- эдак штук 5. А ещё чуть выше -- бесконечно много.

Так что подобные тесты проверяют не уровень интеллекта, но находится ли он в определённом диапазоне. Из-за таких шуточек мои тесты IQ плавают иногда единиц на 40 :))

[identity profile] ajbolit-np.livejournal.com 2008-09-17 08:52 pm (UTC)(link)
"Знаешь, в чём твоя проблема, Харли? Ты слишком много думаешь."

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2008-09-17 09:04 pm (UTC)(link)
=)
если ты хотел сказать, что тут ответы надо давать быстро, то ведь нет гарантии, что в голову первым придет именно "тот" ответ, который имел в виду составитель теста

[identity profile] ajbolit-np.livejournal.com 2008-09-17 09:04 pm (UTC)(link)
Когда я занимался нейропсихологией, довелось осматривать больных, прооперированных по поводу артериовенозных аневризьм. Так вот, подавляющее большинство нормально справлялись со всеми заданиями, если говорить о пробах на интеллект. Там был выбор аналогий в пассивном и активном плане, тест на оценку родственных отношений, простые арифметические задачи, тест на исключение лишней картинки из четырёх и чего-то ещё, уже не помню - вроде бы, всё из альбома Луриевского. Некоторые задания, где ответ был неоднозначным, и где тоже можно было бы прикопаться, примерно как ты это делаешь, вызывали затруднения, но основном все давали правильный ответ после предложения подумать ещё. Так что я уверен, что тесты многократно проверены, прежде всего, как раз на "отвечабельность" и в среднем все отвечают одинаково. Появление неожиданных и сверхоригинальных ассоциаций - это уже, как минимум, шизоидность.
На кафедре психологии нашей мне сказали, что ответы на тесты надо оценивать по себе. Если у тестирующего не возникает проблем в решении, значит и тестируемый обязан справиться )

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2008-09-17 09:08 pm (UTC)(link)
[ мне сказали, что ответы на тесты надо оценивать по себе. ]

и эти люди толкуют о проекциях! ;)

(no subject)

[identity profile] ajbolit-np.livejournal.com - 2008-09-17 21:27 (UTC) - Expand

Page 1 of 2