psilogic: (Default)
[personal profile] psilogic
Когда человеку приносит страшное зло значительно более сильный враг, то пострадавший, как правило, не пытается отомстить этому врагу, а легко находит виноватых среди кого-нибудь гораздо более доступного.

Date: 2005-07-22 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] firtree.livejournal.com
Ну так. Этология, туда её. Сброс агрессии на стоящих ниже по иерархии.

Вообще, этология - потрясающая наука.

Date: 2005-07-22 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] psilogic.livejournal.com
Не обязательно ниже... можно и выше, но хотя бы доступнее. Скажем, чечены мстят милиционерам, которых послал министр, которого послал олигарх... а не олигарху.

Date: 2005-07-22 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] firtree.livejournal.com
Именно ниже - речь о том, что в этологии понимается под иерархией. Наезжать на более высокоранговую особь - себе дороже. Это делается или не всерьёз - просто проверить, а как там сдающий босс: не ослабел ли достаточно?, или если всерьёз, то группой трусливых и колеблющихся низкоранговых, в виде попытки переворота и свержения высокоранговой особи - но такое поведение редко и организованно, а не по простейшему поводу сброса агрессии.

Date: 2005-07-22 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] psilogic.livejournal.com
Человек может от отчаяния или в ярости напасть и на более сильного, примеры из жизни, думаю, приводить не надо. Вот только нападение при этом возможно на того, кто не виноват в твоей беде. Напр. на солдата, но не на того солдата, который убил твоего родственника, а того, который оказался под рукой.

Date: 2005-07-22 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] firtree.livejournal.com
Но всё-таки ярость загнанного в угол - это не сброс агрессии, не путайте эти два существенно разных случая.

Вообще, этология - серьёзная наука, и разбирается в этом куда лучше меня или вас, по крайней мере, этих "примеров из жизни" обработала просто бесчисленное количество.

Date: 2005-07-23 06:29 am (UTC)
From: [identity profile] naran.livejournal.com
Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет (с)

Date: 2005-07-23 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] firtree.livejournal.com
Постоянная история, когда науку называют теорией, и на основании этого обвиняют в отрыве от реальности.
Вы тоже не в курсе, что любая настоящая научная теория основывается на куче эмпирических данных?

Date: 2005-07-24 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] naran.livejournal.com
Это не я, это Гете :)

Date: 2005-07-24 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] firtree.livejournal.com
Гёте эту цитату не к моему комментарию придумывал. Ответственность за уместность цитирвоания - на цитирующем. "Не следует думать" (В. И. Ульянов-Ленин)

наше всё

Date: 2005-07-25 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] naran.livejournal.com
Согласна с Вами:)
Я говорила о том, что мысли, которые приходят к нам в результате своих собственных наблюдений и размышлений, а не в результате готового продукта, почерпнутого даже в самых замечательных книгах, имеют для нас другой вес и ценность, что ли.

Date: 2005-07-25 10:27 am (UTC)
From: [identity profile] firtree.livejournal.com
Свои шишки больнее, да...

Date: 2005-07-23 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] psilogic.livejournal.com
древо жизни пышно зеленеет:



;)))

Date: 2005-07-23 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] leo-sosnine.livejournal.com
Полностью согласен. Также размышлял об этом. Это сбой логики мщения; случай когда необходимо в соответствии с логикой мщения отомстить врагу, вероятность поразить которого почти нулевая.

Месть сосёт, а прощение решает. :)

Date: 2005-07-23 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] firtree.livejournal.com
Инстинктивное поведение зародилось намного раньше логики; а то, что это инстинктивное поведение, подтверждается тем, что оно постоянно встречается в животном мире.

Date: 2005-07-23 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] leo-sosnine.livejournal.com
Здрасьте!

Инстинктивное поведение зародилось намного раньше логики

А откуда это известно?

то, что это инстинктивное поведение, подтверждается тем, что оно постоянно встречается в животном мире.

А что, инстинкты обязательно должны расходиться с логикой? А шаблоны инстинктивного поведения могут быть разными?

Date: 2005-07-23 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] firtree.livejournal.com
К сожалению, я не этолог, чтобы защищать положения этой науки с должной уверенностью и аргументацией; боюсь, на ваши вопросы может ответить только специалист. Я сказал лишь то, что сам вычитал: описанное поведение есть инстинктивное (сброс аргессии на низкоранговую особь); естественно, это не единственный шаблон инстинктивного поведения, но широко известный; с логикой инстинкты могут не расходиться, но поскольку зародились в животном мире намного раньше логических рассуждений, которые, судя по всему, присущи только высшим приматам, именно инстинктам стоит отдать приоритет при объяснении явления.

Date: 2005-07-23 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] psilogic.livejournal.com
> Месть сосёт, а прощение решает. :)

Да, что-то есть в этой христианской идее прощать своих врагов... когда прощаешь их назло другим врагам, пытающимся вас стравить.

Date: 2005-07-25 08:50 am (UTC)
From: [identity profile] illyric.livejournal.com
Ну так это гораздо сложнее - изыскивать пути эффективной мести настоящему врагу, не каждому это дано. :)
Page generated Aug. 12th, 2025 12:07 pm
Powered by Dreamwidth Studios