psilogic: (Default)
[personal profile] psilogic
Как по-научному называются черно-серые пятна, которые мельтешат перед глазами в темноте, или когда веки закрыты? Есть ли в этих картинках что-нибудь интересное? Что приходилось видеть вам?

Upd: Найдено по наводке камрада [livejournal.com profile] desolation_ange
Явление называется "собственный свет сетчатки", и, наряду с другими похожими эффектами, относится к категории "световых фосфенов":


Фосфены световые — представляют световые явления, вызываемые местным давлением на глазное яблоко.

Известно вообще, что всякий удар по глазному яблоку сопровождается субъективными световыми образами, возникающими в поле зрения и не имеющими ничего общего со светом. Все дело тут в механическом раздражении сетчатки глаза, всякое достаточное возбуждение коей вызывает субъективное ощущение света. Световые ощущения возникают поэтому также и при перерезке зрительного нерва во время операции вылущения, напр., глазного яблока. Если закрыть веки и начать давить пальцем на глазное яблоко с носовой стороны, то на противоположной, т. е. височной, стороне глаза появляется светлый центр, окруженный темным и затем светлым кругом. Яркость этого Фосфены световые достигает наибольшей силы, когда давление на глазное яблоко производится возле экватора глаза, т. е. места наименьшей толщины белочной оболочки глаза. Если придавливают наружную, т. е. височную, сторону глазного яблока, то Фосфены световые появляется на носовой стороне; такая локализация световых образов, относимых в сторону, противоположную с местом раздражения сетчатки, определяется общими законами проецирования световых образов и хода лучей по глазному яблоку. При умеренном и однообразном давлении на глазное яблоко в поле зрения появляются разнообразные световые образы, очень блестящие и притом быстро изменяющие свою форму (Пуркинье).

Глаз так чувствителен к механическим влияниям, что даже быстрого перемещения взгляда достаточно, чтобы вызвать огненные круги или полумесяцы в области зрительного соска. Если в темноте аккомодировать глаз вблизь и затем внезапно перейти на аккомодации вдаль, то на периферии поля зрения можно видеть огненный круг, быстро исчезающий; явление это замечено Чермаком и называется фосфеновой аккомодацией.

К категории этих же явлений принадлежат и фантастические световые образы, вызываемые усиленным приливом крови в глаз, повышающим внутриглазное давление, а также и физическими усилиями, ведущими к тому же повышению этого давления. Иногда даже эти световые образы возникают и без видимых причин и ярче всего появляются при продолжительном пребывании в темноте и при фиксировании глаза на темном поле зрения. И в этом случае явление определяется меняющимися усилиями аккомодации, вызывающими аккомодационные Фосфены световые Нет сомнения, что эти физиологические явления бывали нередко исходной точкой появления многих привидений и призраков.

В заключение рядом с разбираемыми явлениями может быть поставлен факт, известный под названием собственного света сетчатки. Поле зрения глаза даже в совершенно темной комнате и при закрытых глазах никогда не бывает абсолютно темным, но оно представляет ритмические то просветления, то потемнения, изохронные, по Иоганесу Мюллеру, с дыхательными движениями; кроме того, в поле зрения появляются меняющиеся светлые пятна, то полосы, круги и т. д. на более или менее слабо освещенном фоне. Этот кажущийся слабо освещенный фон поля зрения обусловливается, вероятнее всего, глазным кровообращением в особенности в сфере самой сетчатки, для которой это кровообращение является и механическим, и химическим раздражителем — механическим — через боковое давление крови, а химическим — через питательные явления, поддерживаемые этим кровообращением. При усиленных пульсациях последние могут служить раздражителями сетчатки и давать периодические световые явления, синхроничные с пульсом. Возможно, что субъективные световые явления в глазу, в том числе и Фосфены световые, обусловливаются не только раздражением сетчатки, но и центров ощущений серой коры мозговых полушарий. По крайней мере, люди, лишенные глазных яблок, сохраняют способность видеть Фосфены световые

(C) http://www.brocgaus.ru/text/105/932.htm

Date: 2006-12-06 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] desolation-ange.livejournal.com
мне почему-то кажется, чо это фосфены...
обычно фосфенами правда называют те пятна, которые мы видим в течение некоторого времени после того, как посмотрим на яркий свет...
но блин, мне каааэтся....

Date: 2006-12-06 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] sonichnaj.livejournal.com
а при открытых глазах? Таие ползуще/стекающие капли: если смотреть "в никуда"? Лучше всего их видно смотря на стекло.

Date: 2006-12-06 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] psilogic.livejournal.com
капли - может, просто пылинки? :)

Date: 2006-12-07 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] sonichnaj.livejournal.com
Неееее, они всякой разной формы с несколько размытыми краями, но не однородные. Не цветные. :) И на пылинки уж никак не похожи! :)))

Date: 2006-12-06 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] desolation-ange.livejournal.com
Да, кстати, как раз про это же думал, когда писал первый ответ...

и они ещё убегают, если за ними начинать следить, да?.. (((%

Date: 2006-12-07 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] sonichnaj.livejournal.com
Аха, убегают и именно в ту сторону в которую начинаешь за ними следить (чуть-чуть вести глазами или поворачивать голову). Они прозрачно-серые с чуть уплотненными краями.
Так это фосфены или как они называются?
Про стекло я написала, по тому, что первый раз их осознала в д/саду во время тихого часа: не спала и смотрела на стекло. :) Теперь, если захочется вижу их и просто так при рассеянном зрении.
Да мне и трехммерные картинки достаточно просто увидеть - расфокусировать зрение и готово. :)
А вы специалист или так - балуетесь? :)))

Date: 2006-12-07 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] desolation-ange.livejournal.com
А если сморгнуть, то эти Фигни сначала сигают вверх, а потом вроде возвращаются (((((=
... а ещё иногда бываю линии!.. такие, диагональные и немного не_прямые, они быстро пробегают справа налево!.. (((=

я вот на всей этой чуши зафиксировался в первом класс, когда зимой по вечерам сидел дома и тупил в окно... а там снежок - и эти Фигни ((=

а ещёочень интересное явление! у меня плохое зрение - что-то около (-5). так вот! Если без очков смотреть на точечный источник света, то его видно как патно (размер пятна зависит от расстояния до света) с размытыми краями и... блин, это пятно чертовски напоминает мне молекулу_под_ микроскопом!.. ((((((%

про картинки я ваще молчу (= Их же можно ещё наизнанку вывернуть, если свести глаза к носу ((((((=

ну вот и думай после этого, кто я... специалист или балуюсь ((((((((%

Date: 2006-12-09 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] ajbolit-np.livejournal.com
Не помните, кто сказал, что если два часа неотрывно смотреть на ковёр, там можно увидеть очень много интересного?

Date: 2006-12-10 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] desolation-ange.livejournal.com
не помню...
точнее даже не знаю

Date: 2006-12-11 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] sonichnaj.livejournal.com
Та же фигня: -5 да еще и астигматизм недавно нарисовался...
Про фонарь - все именно так, только у меня такая фигня иногда бывает в линзах, когда в глазах не хватает влаги. :) Хотя, может мы о разном? :) У меня такой радужный ореол появляется у фонаря.
Нпизнанку - это мне надо запомнитЬ! :)))
Короче, это не фосфены, а ка называется все еще не понятно.
А ты все-таки любитель, просто умные слова знаешь! :)))

Date: 2006-12-11 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] desolation-ange.livejournal.com
да, это немножко другое, но в линзах у меня та же херь бывает, абсолютно чётко!.. ((=
особенно это в горах проявилось, я там ваще как ж в тумане на лыжах рассекал ((((((=

ну, немножко я всё таки профессионал - 3 года на психофакультете своё сделали (=

Date: 2006-12-11 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] sonichnaj.livejournal.com
Когда я последний раз была в Хибинах, то толькл-только купила первые линзы и поскольку это было самое начало, то в походных условиях у меня ни как не получалось их вставить! :((( Несколько первых дней я помучилась, а потом плюнула. Так я в четком - линзачном взгляде ни чего и не увидела!...эх!!!
Правда у меня тогда все-таки еще не -5 было - можно было без всего ходить. :)))
А от чего же всего 3 года? Надоело???

Date: 2006-12-11 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] desolation-ange.livejournal.com
оооо... да, вставлять линзы в походных условиях - это, блин, искусство!..
а вставлять выпавшую (и пойманную на лету) линзу - это ваще песня ((((=

Да нет, почему надоело... Я пока просто на третьем курсе только, у меня ещё мнооооого интересеного впереди ((((((=

Date: 2006-12-12 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] sonichnaj.livejournal.com
Сейчас меня в поезде, например, совершенно не напрягает вставлять линзы, да и к походным условиям привыкла - даже грязные руки не пугают! :) Хотя в городе, руки моются в обязательном порядке! :)))
Практикующим психологом будешь?

Date: 2006-12-12 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] desolation-ange.livejournal.com
Да... в походе... руки отряхнул от песка - и вперёд... (((=

Вот честно - не знаю!..
Просто та психология которой нас учат... она неправильная. Она - наука! А у меня есть глубокое убеждение, что на самом деле это искусство ((=
From: [identity profile] sonichnaj.livejournal.com
У меня есть мысль, что все вокруг - это искусство! :)))
И хооршо бы занимать тем, что нравится и получать от этого удовольствие! :)

Date: 2006-12-06 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] psilogic.livejournal.com
О! Вы правы. Нашел про фосфены. Они оказывается бывают разными, в т.ч. и такими )

Date: 2006-12-06 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] desolation-ange.livejournal.com
Супер!..
Блин, вот чуть бы раньше этот текстец - было бы у меня 10 по Психологии Ощущения И Восприятия!.. ((%

и просьба - я не настолько стар, чтоб выдерживать Вы-обращение!.. (((=
так что если не зутруднит ((((=

Date: 2006-12-06 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] sonichnaj.livejournal.com
парусски - пишется паруски! :)))

Date: 2006-12-06 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
Называется "эйдетические образы", или что-то вроде этого.
Только почему черно-серые?
У меня -- цветные, и довольно яркие...

Date: 2006-12-06 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] psilogic.livejournal.com
Вот тут описываются эти самые эйдетические. Никогда не видел...

http://psi.webzone.ru/st/067100.htm

Насчет цвета и яркости, видимо, у кого как. Я не имею в виду воображаемые образы, а картинки, связанные с глазными яблоками. При повороте головы они синхронно поворачиваются. Закрывание/открывание век в темноте на них не влияет. Самое яркое, что бывает - это скопление очень мелких квадратиков темно-желтого, голубого и коричневого цвета. А обычно - все оттенки серого.

Date: 2006-12-07 12:46 am (UTC)
From: [identity profile] livejohan.livejournal.com
Хех, достаточно трудно провести грань между этими штуками и "воображаемыми картинками", ибо фосфены мозгом, естественно, тоже интерпретируются, и, если зафиксировать на этом внимание - можно иногда вполне осмысленные силуэты разглядеть ;-)

А кроме того, "шумят" и сами зрительные отделы моска, только это менее заметно на фоне фосфенов. Причем на движение глаз эти вещи не реагируют, оставаясь висеть там, где и появились ;-)

Date: 2006-12-07 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] psilogic.livejournal.com
Воображаемые картинки можно отличить по тому, что ими легко управлять сознательным усилием воли

Re: Reply to your comment...

Date: 2006-12-07 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] livejohan.livejournal.com
>   Воображаемые картинки можно отличить
>   по тому, что ими легко управлять
>   сознательным усилием воли

Ну, кто-то и снами может управлять, и вообще астрально путешествовать... Видимо, здесь всё сугубо индивидуально...

Re: Reply to your comment...

Date: 2006-12-07 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] livejohan.livejournal.com
То есть, я имел ввиду, что сами фосфены "интересными" быть не могут, ибо просто цветные пятна. Всяческие геометрические формы появляются уже после их обработки мозгом, т.е. Представляют собой уже в некоторой степени "воображаемую" картинку.

Date: 2006-12-07 02:45 am (UTC)
From: [identity profile] shanthi-om.livejournal.com
а фдрук при приеме витамина на самом деле в голове возникают отражения фосфенов, которые блуждающее сознание вяжет к знакомым образам?:)))

Date: 2006-12-07 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] psilogic.livejournal.com
витамина, да? :)))
Page generated Aug. 9th, 2025 01:04 pm
Powered by Dreamwidth Studios