psilogic: (Default)
[personal profile] psilogic
Как-то мне посоветовали почитатть Кара-Мурзу. Я открыл книжку, начал... потом захлопнул. Но вот сегодня увидел одну цитату.

Зацепило настолько, что как-то даже комментировать рот не раскрывается. Но вот комментов от френдов очень хотел бы. Что вы думаете по этому поводу?


С. Г. Кара-Мурза.
«Но особое место в этой кампании занимало разрушение символических образов войны, которые вошли в национальный пантеон как мученики. Тут видна квалификация. Насколько точен выбор объектов для глумления, мне объяснили специалисты. Читал я лекцию в Бразилии перед обществом психологов. Тему они задали такую: “Технология разрушения образов в ходе перестройки”. Я рассказывал факты, приводил выдержки из газет. А смысл слушатели понимали лучше меня. Особенно их заинтересовала кампания по дискредитации Зои Космодемьянской. Мне задали удивительно точные вопросы о том, кто была Зоя, какая у ней была семья, как она выглядела, в чем была суть ее подвига. А потом объяснили, почему именно ее образ надо было испоганить - ведь имелось множество других героинь. А дело в том, что она была мученицей, не имевшей в момент смерти утешения от воинского успеха (как, скажем, Лиза Чайкина). И народное сознание, независимо от официальной пропаганды, именно ее выбрало и включило в пантеон святых мучеников. И ее образ, отделившись от реальной биографии, стал служить одной из опор самосознания нашего народа.

Те, кто глумился над образом Зои, стремились подрубить опору культуры и морали - разорвать всю ткань национального самосознания. А ткань эта - целостная система, строение которой нам неизвестно. И достаточно бывает выбить из нее один скрепляющий узел, как вся она может рассыпаться».

Date: 2007-01-20 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] without-user.livejournal.com
а что в этом удивительного? это же технологии просто.

Date: 2007-01-20 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-azhol699.livejournal.com
Ты прав. Чёткая цитата. Я тоже не могу комментировать.

Date: 2007-01-20 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] batva.livejournal.com
Карамурза серьезный манипулятор, а по поводу трудно что-то сказать, мы ж не историки, документов нет на руках.

Date: 2007-01-20 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-terrible.livejournal.com
1. Про Зою - верно.
2. Про цели глумившихся над образом ничего сказать не могу, ибо не знаю прецендетов.

Date: 2007-01-20 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] masska.livejournal.com
Здесь действительно некая доля правды есть - разрушение национальных мифов весьма пагубно сказывается на национальном самосознании. Другое дело, что в данном конкретном случае, с ВОВ, не нужна, по большому счёту никакая мифология. Никакие не слишком симпатичные подробности не перечеркнут результат, которым наш народ может только гордиться.

Date: 2007-01-20 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_joshua_bolton/
КМ - просто маразматик ...

Date: 2007-01-21 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] kelavrik-0.livejournal.com
Эт точно...

Date: 2007-01-20 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] sezam_lj.livejournal.com
Хм.. А кто, собственно, глумился над Космодемьянской? Я чего-то такого не слыхал..

Date: 2007-01-20 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] aerrandil.livejournal.com
повезло

Date: 2007-01-20 09:22 pm (UTC)
From: [identity profile] wingover.livejournal.com
Нам повезло со страной в том смысле, что для того, чтобы гордиться ее историей, вполне достаточно реально имевших место фактов и биографий реальных исторических личностей. Отсюда - чтобы бороться с "разрушением образов", можно не выдумывать "национальные мифы", а просто отслеживать вранье и бить канделябром по башке ([livejournal.com profile] wolfschanze с власовцами, например, этим успешно занимается).

А вообще интересно, Кара-Мурза там не пишет, как английские или бразильские образы разрушают? )

Date: 2007-01-20 10:05 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-neo-is-fl156.livejournal.com
Мне очень нравится, что вы используете разные виды кавычек для цитаты и вложенной цитаты.

Date: 2007-01-20 10:56 pm (UTC)
From: [identity profile] psilogic.livejournal.com
гы. ваще то так было изначально - это копипаст :)
ваще то меня тоже коробят одинаковые кавычки - программистская душа бунтует :)))

Date: 2007-01-21 01:01 am (UTC)
From: [identity profile] ex-neo-is-fl156.livejournal.com
Прекрасно понимаю! А ещё - лингвистами принято не закрывать кавычку два раза если дочерняя цитата заканчивается одновременно с родительской цитатой. Это просто бесит! Читаю дальше - и думаю, это ещё цитата, или уже не цитата?? :))

Date: 2007-01-20 11:17 pm (UTC)
From: [identity profile] shamany.livejournal.com
создание образа Зои Космодемьянской и его разрушение суть одни и те же процессы, никакого отношения к самой Зое не имеющие. так как знаю обе технологии, отношусь очень спокойно. :)

p.s. вспоминается анекдот:

Английский лорд,сидя у себя в кабинете слышит за окном крики, шум. Зовет слугу и спрашивает:
-Берримор, что там случилось?
Тот отвечает:
-Да это проститутки Лондона митингуют, требуют повышения заработной платы, сэр.
-А что им действительно мало платят?
-Я бы не сказал, сэр.
-Тогда что же они бастуют?
-Бляди, сэр.

p.p.s. тут примерно также, каждый хочет сделать имидж, хотя бы какой-никакой, тоже мне, Геростраты...

Date: 2007-01-21 01:20 am (UTC)
From: [identity profile] postoronni.livejournal.com
СГКМ совершенно прав. Процесс разрушения самосознания народа проводят постепенно и незаметно.
Начнут с Космодемьянской - пройдутся и по Гагарину, Суворову, Пушкину и другим.

Date: 2007-01-21 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] stefashka.livejournal.com
Давно проходятся. Однако, мотив под этими глумлениями - совсем не обязательно целенаправленный подрыв национального самосознания, а чаще всего глупость, жадность, недальновидность, поиск дешёвой популярности и т.д.

Date: 2007-01-21 07:12 am (UTC)
From: [identity profile] ingvar-onill.livejournal.com
Да... Тут комментарии излишни. Кроме одного - и всё-таки Россия выживет! Монголо-татар пережили и "американскую квазидемократию" переживем.

Date: 2007-01-21 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] declonter.livejournal.com
Это Россия переживёт, а не мы.

Date: 2007-01-21 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] fanex.livejournal.com
Хм, интересно, а в чем заключалось глумление над Зоей? Ни разу не встречал ни полслова кривого в ее сторону.

Date: 2007-01-21 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] psilogic.livejournal.com
насколько я понимаю, слова о том, что она пыталась сжечь не только фашистов, но и всю деревню с гражданскими

Re: Reply to your comment...

Date: 2007-01-21 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] fanex.livejournal.com
Какой-то слабенький наезд... А там не разъясняют, на кой ей это надо?

Date: 2007-01-21 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] deadkittten.livejournal.com
Там было две параллельных линии: одна о том, что пионеры-герои на самом деле героями не были (как сказал ниже psilogic); другая -- массовое появление в газетах в начале перестройки разных приколов и шуток типа "Висит-качается, на 'З' начинается...".

Re: Reply to your comment...

Date: 2007-01-21 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] fanex.livejournal.com
Понятно. Кстати, некоторые пионеры-герои были героями, но не были пионерами.

А про "на З начинается" - это обычный дурацкий цинизм. Типа как про
"икру прямо на колбасу мазали".

Re: Reply to your comment...

Date: 2007-01-21 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] deadkittten.livejournal.com
Да, само по себе это всегда ходило и при Советском Союзе тоже (насколько я его застал).
Но тогда был именно массовый всплеск, причём сразу по обоим фронтам и (псевдо-)"научному" и "юмористическому".
Скорее всего, именно это Кара-Мурза и имел в виду. (Хотя в его книгах натяжек и манипуляций тоже много, надо признать...)

Date: 2007-01-21 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] kelavrik-0.livejournal.com
Да и не поганил никто её образ. Раскрывались детали, которые ранее умалчивались. Но от этого её смерть не стала менее героической.
(deleted comment)

Date: 2007-01-23 10:54 am (UTC)

поступил ответ:

Date: 2007-02-07 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] krol-hydrops.livejournal.com
http://kirillankudinov.livejournal.com/184677.html?thread=2468453#t2468453

December 2016

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
181920212223 24
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 18th, 2025 09:38 pm
Powered by Dreamwidth Studios