10 слов, которые я бы уничтожил
Dec. 28th, 2007 09:35 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Некоторые слова меня... злят. Иногда я их даже употребляю сам, но я бы предпочел, чтобы их не было.
Само по себе слово - просто сотрясение воздуха или узор на бумаге. Сама по себе "вещь" не исчезнет от того, что исчезнет слово. Но, кроме слов и вещей, есть еще соотношение между словами и вещами. Если его изменить, кое-что изменится. Когда я говорю, что хотел бы уничтожить слово, я имею в виду, что вместе с ним будет уничтожено соотношение. Это главное. Просто уничтожить слово, заменив его другим, с точно таким же значением - не прокатит.
Вот они...
1. Духовность
- Это слово почти всегда употребляется для того, чтобы возвеличить себя и "своих" и унизить "чужих". Типа, эти духовные, а эти... бездуховные. При этом не выдвигается никаких ясных причин для возвеличивания или унижения. Хвастовство и чванство в самом чистом виде. Например, это слово активно используется церковью, когда ей надо похвастаться. Если бы убрать это слово, тогда хвастунам пришлось бы называть вещи более открыто. Например: эти... мне нравятся (а почему, объяснить не могу). А эти... не нравятся (а почему, не знаю).
2. Нравственность
- Претензии точно такие же, как и к слову "духовность".
3. Аналогия
- Аналогии - это не всегда плохо. Но по моим наблюдениям больше, чем в половине случаев аналогия применяется для того, чтобы придать утверждению большую достоверность, чем оно того заслуживает. Выдать ложь за правду, сомнительное за очевидное, личное мнение за общепринятое. Если бы убрать это слово, пришлось бы применять другие, которые более четко отражают опасность аналогии или ее узкую применимость. Например: "мнемоника" (сугубо для запоминания), "метафора" (сугубо для украшения или наглядности), "сравнение" (сугубо для сопоставления), "перенос" (явно подчеркнуто, что это лажа).
4. Хамство
- По моим наблюдениям о “хамстве” чаще всего начинают говорить те, кто сделал какую-то пакость и получил отпор в виде словесной агрессии. Иногда тот, кто обвиняет в “хамстве”, сам “хамит”, но чаще эти повизгивания начинаются в случае “ассиметричного” ответа. Например, человек говорил гадости в вежливой форме, а ему ответили гадостями, но в форме матерной. Или человек врал, хвастался, говорил глупости с умным видом, а в ответ получил не то, к чему приготовился: вместо ответного вранья, хвастовства и глупостей его просто послали.
5. Красно-коричневые
- Сваливает в кучу два разных политических движения. Мне не кажется, что красные ближе к коричневым, чем к еще каким-нибудь. Это слово, скорее всего, придумали, чтобы дискредитировать коммунистические идеи. Но, кажется, возник непредвиденный эффект: люди стали терпимее относиться к коричневым.
6. Гомофобы, иудофобы, и прочие …фобы.
- “Фобия” означает “страх”. В психологии это не просто страх, а необоснованный, бесполезный страх. Но словами “иудофоб”, “гомофоб” и т.д. называют зачастую не тех, кто боится, а тех, кто ненавидит, испытывает отвращение и прочие эмоции, отличные от страха. Эти эмоции иногда бывают связаны, а иногда нет, иногда бывают заслуженными, а иногда нет.
7. Жиды
- Мне в жизни встречались разные евреи – хорошие и плохие. Произнося это слово, я как бы оскорбляю всех евреев подряд, хотя хотел бы оскорбить только некоторых. С другой стороны, меня устраивают слова “хохол” и “москаль”. В них есть немного насмешки, но каких-то негативных ассоциаций они не вызывают. Старинная прическа – ну и что? Город Москва – ну и что? Слово “кацап”, по идее, злее, но мне все равно не обидно. :)
8. Латентный
Латентный – значит, скрытый. Однако применяют его обычно так, как будто говорящий способен каким-то образом видеть это скрытое. На деле чаще всего это просто искажение фактов словами, приписывание кому-то чего-то такого, чье “скрытое присутствие” доказать невозможно.
9. Покаяние
Призывы покаяться я слышу, а покаяние из тех же уст я слышу гораздо реже и гораздо тише (если слышу вообще).
10. Единение
Я индивидуалист и не люблю стадные мероприятия. :)
А вот еще:
10 слов, от которых прется
vdinets
10 выражений, от которых рычит
falcao
А ваши 10 (или другое число)? Пофлэшмобим? ;)
Само по себе слово - просто сотрясение воздуха или узор на бумаге. Сама по себе "вещь" не исчезнет от того, что исчезнет слово. Но, кроме слов и вещей, есть еще соотношение между словами и вещами. Если его изменить, кое-что изменится. Когда я говорю, что хотел бы уничтожить слово, я имею в виду, что вместе с ним будет уничтожено соотношение. Это главное. Просто уничтожить слово, заменив его другим, с точно таким же значением - не прокатит.
Вот они...
1. Духовность
- Это слово почти всегда употребляется для того, чтобы возвеличить себя и "своих" и унизить "чужих". Типа, эти духовные, а эти... бездуховные. При этом не выдвигается никаких ясных причин для возвеличивания или унижения. Хвастовство и чванство в самом чистом виде. Например, это слово активно используется церковью, когда ей надо похвастаться. Если бы убрать это слово, тогда хвастунам пришлось бы называть вещи более открыто. Например: эти... мне нравятся (а почему, объяснить не могу). А эти... не нравятся (а почему, не знаю).
2. Нравственность
- Претензии точно такие же, как и к слову "духовность".
3. Аналогия
- Аналогии - это не всегда плохо. Но по моим наблюдениям больше, чем в половине случаев аналогия применяется для того, чтобы придать утверждению большую достоверность, чем оно того заслуживает. Выдать ложь за правду, сомнительное за очевидное, личное мнение за общепринятое. Если бы убрать это слово, пришлось бы применять другие, которые более четко отражают опасность аналогии или ее узкую применимость. Например: "мнемоника" (сугубо для запоминания), "метафора" (сугубо для украшения или наглядности), "сравнение" (сугубо для сопоставления), "перенос" (явно подчеркнуто, что это лажа).
4. Хамство
- По моим наблюдениям о “хамстве” чаще всего начинают говорить те, кто сделал какую-то пакость и получил отпор в виде словесной агрессии. Иногда тот, кто обвиняет в “хамстве”, сам “хамит”, но чаще эти повизгивания начинаются в случае “ассиметричного” ответа. Например, человек говорил гадости в вежливой форме, а ему ответили гадостями, но в форме матерной. Или человек врал, хвастался, говорил глупости с умным видом, а в ответ получил не то, к чему приготовился: вместо ответного вранья, хвастовства и глупостей его просто послали.
5. Красно-коричневые
- Сваливает в кучу два разных политических движения. Мне не кажется, что красные ближе к коричневым, чем к еще каким-нибудь. Это слово, скорее всего, придумали, чтобы дискредитировать коммунистические идеи. Но, кажется, возник непредвиденный эффект: люди стали терпимее относиться к коричневым.
6. Гомофобы, иудофобы, и прочие …фобы.
- “Фобия” означает “страх”. В психологии это не просто страх, а необоснованный, бесполезный страх. Но словами “иудофоб”, “гомофоб” и т.д. называют зачастую не тех, кто боится, а тех, кто ненавидит, испытывает отвращение и прочие эмоции, отличные от страха. Эти эмоции иногда бывают связаны, а иногда нет, иногда бывают заслуженными, а иногда нет.
7. Жиды
- Мне в жизни встречались разные евреи – хорошие и плохие. Произнося это слово, я как бы оскорбляю всех евреев подряд, хотя хотел бы оскорбить только некоторых. С другой стороны, меня устраивают слова “хохол” и “москаль”. В них есть немного насмешки, но каких-то негативных ассоциаций они не вызывают. Старинная прическа – ну и что? Город Москва – ну и что? Слово “кацап”, по идее, злее, но мне все равно не обидно. :)
8. Латентный
Латентный – значит, скрытый. Однако применяют его обычно так, как будто говорящий способен каким-то образом видеть это скрытое. На деле чаще всего это просто искажение фактов словами, приписывание кому-то чего-то такого, чье “скрытое присутствие” доказать невозможно.
9. Покаяние
Призывы покаяться я слышу, а покаяние из тех же уст я слышу гораздо реже и гораздо тише (если слышу вообще).
10. Единение
Я индивидуалист и не люблю стадные мероприятия. :)
А вот еще:
10 слов, от которых прется
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
10 выражений, от которых рычит
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
А ваши 10 (или другое число)? Пофлэшмобим? ;)
no subject
Date: 2007-12-28 10:47 am (UTC)5) "Красно-коричневыми" первоначально называли членов НСДАП, перебежавших туда из германской компартии.
no subject
Date: 2007-12-28 11:08 am (UTC)В чем точнее? Я еще ни разу не видел антисемита, который при упоминании евреев начинал бы дрожать, потеть и запинаться. Там обычно из эмоций ненависть или презрение.
занудно
From:Re: занудно
From:Re: занудно
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2007-12-28 11:01 am (UTC)no subject
Date: 2007-12-28 11:09 am (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2007-12-28 11:14 am (UTC)no subject
Date: 2007-12-28 11:15 am (UTC)no subject
Date: 2007-12-28 11:21 am (UTC)no subject
Date: 2007-12-28 11:42 am (UTC)(начало цитаты)
Сами слова меня не особо раздражают, так как я их рассматриваю как "материал". Даже слово "гармония" вполне уместно в качестве музыкального термина. Здесь важно не слово, а некая концепция, которую я не принимаю. Из всего сказанного мной можно вычленить две вещи как минимум: а) представление о том, что некая "слаженность" является подходящим термином для выражения идеи чего-то "высокого" и б) представление о том, что человек непременно должен быть "воспитан" по некому стандартному образцу.
Поэтому я попробую составить список не слов, а выражений (или убеждений), по поводу которых Тигру обычно хочется немного "порычать" :)
1) всё относительно
2) о вкусах не спорят
3) кто мы такие, чтобы судить
4) человек должен быть воспитанным (цельным, порядочным etc)
5) спешите делать добро
6) твори добро из зла
7) искусство облагораживает
8) истина всегда одна
9) человек рождён для счастья
10) делай добро, и тебе отплатят добром
(конец цитаты)
no subject
Date: 2007-12-28 12:40 pm (UTC)no subject
Date: 2007-12-28 11:50 am (UTC)Жиды : это просто Евреи, когда эта форма перетекла в оскорбительную не знаю,но малограмотные упорно употребляют ее когда стараются унизить Еврея (бред). Жители Боварии для большей половины мира - Боши ,а не немцы ! И что ? Они даже гордятся этим.
Красно-коричневые: трудно сказать определенно. Возможно дескридетация. Возможно эта такая ветвь течения,что стоит на слиянии этих двух понятий. Спросить надо у тех кто это слово употребляет и выяснить,какой смысл говорящий вкладывает в это понятие?
no subject
Date: 2007-12-28 01:20 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2007-12-28 12:24 pm (UTC)мне вот сейчас втирают (http://kkatya.livejournal.com/120973.html), что жестокие люди "уже наказаны Богом, потому что они лишены духовной жизни".
Брррр. Если они и "наказанны", то дискомфорта врят ли от этого ощущают
no subject
Date: 2007-12-28 01:36 pm (UTC)Кажется, после страшной беды, вы стали искать логику в религии. Боюсь, что это тупик. Можно жить без логики, но с верой, либо с верой, но без логики. И так, и эдак можно быть счастливым.
(no subject)
From:обзорчег
Date: 2007-12-28 12:30 pm (UTC)Мне вообще-то в каждом случае ясно, против чего именно Вы выступаете. Но я не везде могу с Вами согласиться по сути.
1) Отвратительное словечко; мы даже как-то констатировали этот факт. Самое главное, что оно режет слух ("филологический"). Звучит как будто это признак обладания каким-то "духом", но ведь это нонсенс. Тут напрашиваются даже неприличные ассоциации :)
2) А вот это -- моё просто наилюбимейшее слово! :) Дело в том, что оно выступает как особого рода жаргонизм, а возникло вообще-то в пародийном контексте. Но потом стало обозначать вполне серьёзную вещь. Объяснить смысл проще всего, привлекая минимум "теологии".
Представим себе мир глазами Бога. С Его точки зрения, какие-то явления лучше или хуже других. Например, дельная статья по математике, в которой открыто нечто новое, лучше опуса какого-нибудь "ферматиста". Стихи или проза Пушкина -- лучше рыночного "трэша", ну и так далее. Тут главное как-то выделить понятия "хорошо" и "плохо" в некотором бесспорном смысле. Ясно, что не ко всему это будет приложимо -- есть вещи нейтральные. Более того, тут не требуется что-то слишком "глобальное". Атеисты могут вместо Бога подставить что-то другое, обосновывая деление на "хорошее" и "плохое" при помощи критериев типа "практической полезности", "способности к выживанию" и так далее. Но этот путь я лично считаю неудобным, окольным и "половинчатым".
Короче говоря, если хоть какое-то выделение среди явлений или объектов "хороших" и "плохих" имеется (пусть даже в рамках принимаемого соглашения), то "нравственным" окажется тот, кому в общем и целом нравится "хорошее" и не нравится "плохое".
Такое качество вполне уместно назвать "нравственностью". При этом поведение также может быть "нравственным" или нет. Допустим, если человек занимается ерундой или нелюбимым делом, или как-то гадит окружающим, то это кому-то "не по нраву" (Богу, самому человеку, другим людям).
Я обычно говорю "это нравственно", когда считаю, что нечто "очень хорошо".
3) Эту тему мы тоже обсуждали. Претензии вполне понятны. Для меня достаточно просто отвергнуть нелепую мысль будто аналогии что-то "доказывают". А "рафинирование" в виде указания на наличие сравнения или чего-то ещё я всячески "преведствую".
4) Совершенно нормальное слово -- оно обозначает нечто понятное и конкретное.
5) Это я не люблю как "жупел", но оборот является осмысленным, если хотят просто свалить всё в одну кучу. При этом не происходит отождествления, а просто кто-то, скажем, не любит и то, и другое.
6) Вот тут я не согласен полностью. Дело в том, что "фобия" -- это как раз очень точное название для того явления, где смешаны вещи наподобие страха, боязни, неприязни, отвращения и так далее. Это не обязательно "дрожат коленки" -- это может быть "мне противно".
7) Считаю допустимым только в ироническом или пародийном контексте. Типа известных куплетов Константина Беляева "если в кране нет воды". Оскорбительные формы меня коробят. А "хохлы" с "москалями" у меня вызывают такую же реакцию как и ваша.
8) Если это отдаёт "фрейдятиной" -- безусловно, гадость. И вообще слово "скрытый" выражает ту же мысль. "Иностранщина" в данном случае не играет никакой полезной роли.
9) Покаяние как таковое -- вещь очень важная. Но это имеет смысл для людей мало-мальски религиозных. В том контексте, в каком всех призывали "каяццо" в конце 80-х всякие там "прорабы перестройки" -- это гадость, вне всякого сомнения.
10) Ой, я так стадные мероприятия просто не переношу. Меня от этого тошнит. Но в принципе возможно единение по каким-то вопросам. Нужно ли оно -- это другой вопрос. Но если оно "виртуально" и имеет вид просто моральной солидарности с чем-либо, то это допустимо.
Re: обзорчег
Date: 2007-12-28 12:55 pm (UTC)Вот не понял, почему атеистические варианты вы считаете "окольными". Дело тут даже не в ярлыках "атеизм"/"вера", а в механизме. Кажется, все наоборот. "Атеисты" выдвигают некие критерии, и сразу применяют их. А Вы зачем-то вводите образ Бога, персонифицированного носителя этих критериев, вкладываете ему в руки критерии, которые Вы сами же и придумали (или наличие которых предположили), потом это Бог эти критерии применяет... то есть, зачем этот дополнительный шаг, если тот, кто выбирает критерии - это все равно Вы же?
[ оно обозначает нечто понятное и конкретное ]
Что именно? :)
6) На деле они далеко не всегда "смешаны", так зачем называть?
истинность и ценность
From:Re: истинность и ценность
From:объективность натурального ряда
From:Re: объективность натурального ряда
From:магия слов
From:Re: магия слов
From:люди-дикари
From:Re: люди-дикари
From:"Se eu quiser falar com Deus" (c)
From:(no subject)
From:теол-минимум :)
From:Re: теол-минимум :)
From:ситнтаксис и семантика
From:Re: ситнтаксис и семантика
From:кстати
From:nothing personal
From:(no subject)
From:теорема Тарского
From:(no subject)
From:марсианские классы
From:Re: марсианские классы
From:Re: марсианские классы
From:(no subject)
From:самое простое - ноль
From:no subject
Date: 2007-12-28 12:34 pm (UTC)А сейчас... Не то, чтобы наших перестали угнетать. Но коричневые предлагают не столько бороться против угнетения, сколько отыграться, угнетая кого-то еще. Потому красным стало с ними не по пути.
no subject
Date: 2007-12-28 01:00 pm (UTC)no subject
Date: 2007-12-28 01:02 pm (UTC)Re: Reply to your comment...
From:(no subject)
From:Re: Reply to your comment...
From:no subject
Date: 2007-12-28 01:38 pm (UTC)no subject
Date: 2007-12-28 02:18 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2007-12-28 02:32 pm (UTC)1. Вещь в себе.
2.Когнитивный диссонанс.
3."Звезда" в зн. эстрадный певец, певица, актер, актриса.
4. Секс-символ (в наших реалиях),а "у них" пусть как хотят. Когда я читаю, например, что "выдающийся актер, секс-символ К. Хабенский снялся там-то и там-то" меня воротит с души.
5.Бог поможет (вразумит, научит и т.п.) Говорится, чтобы оправдать собственную бездеятельность.
6.Россияне.
В Доме Книги на Невском увидела страшную надпись: "Российская литература".
no subject
Date: 2007-12-28 02:39 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2007-12-28 02:41 pm (UTC)no subject
Date: 2007-12-28 02:45 pm (UTC)no subject
Date: 2007-12-28 03:03 pm (UTC)претензии примерно такие же, как у тебя к пп. 1 и 2. ну и до кучи мое личное отношение к 90% того небыдла, которое это слово употребляет.
с пунктом 7 я лично согласиться не смогу никак, потому что сама не вкладываю в слово оскорбительного оттенка. "Вот из-за таких, как вы, жидов, нас - евреев - и не любят!" ;)
no subject
Date: 2007-12-28 03:06 pm (UTC)+100! :)))) Сначала хотел написать про это слово... потом забыл.
no subject
Date: 2007-12-28 03:24 pm (UTC)Не комментирую, т.к. со всем, в принципе, согласен, только последний воспринял как прикол и проверку, дочитаю ли я до конца. :) Дочитал, с удовольствием поржал над сочными формулировками. :)
no subject
Date: 2007-12-28 04:31 pm (UTC)Я бы ничего не уничтожала, если честно. Потому что всегда найдутся новые слова, которые вновь и вновь надо будет уничтожать...
no subject
Date: 2008-01-07 03:12 pm (UTC)no subject
Date: 2007-12-28 04:37 pm (UTC)Все перечисленные слова, за исключением №7, - нормальные слова литературного русского языка без какой-либо окраски. Почему бы и не употреблять их, если это уместно.
Язык - стихия. Это только кажется, что у слов есть фиксированные значения (и, стало быть, правила уместности употребления). На самом деле существуют миллиарды �мер, "менеджеры", которым по должностным обязанностям не положено заниматься управлением. Существуют еще отвратительные неологизмы, да мало ли...
no subject
Date: 2007-12-28 04:59 pm (UTC)На самом деле существуют миллиарды употреблений конкретных слов в разных контекстах, от чего каждый раз слово приобретает немного другой смысловой оттенок. Лексикографы пытаются анализировать тренды и "остановить мгновение" в виде словарей, но у них это не очень получается, особенно теперь, когда благодаря СМИ и средствам коммуникации произошла резкая интенсификация обмена словами.
Смысловое наполнение понятия "нравственность" все равно будет разным у разных людей. Устойчивого массового неправильного употребления слова "аналогия" не встречал. "Духовность" - да, изнасилованное слово. Точно так же, как "демократия" и "элита". Есть, кроме того, большая группа модных слов, которые употребляют тысячи людей, не всегда понимая смысл. Например, "менеджеры", которым по должностным обязанностям не положено заниматься управлением. Существуют еще отвратительные неологизмы, да мало ли...
добрый коммент
Date: 2007-12-30 10:39 am (UTC)Не лучше было бы написать - "слова, которые я не люблю". Не используйте их, и все, если они вас так раздражают. И еще меня беспокоит, как человек, который вроде бы психолог (или терапевт?) может так злиться из-за слов. Это по меньшей мере странно.
no subject
Date: 2008-01-06 02:00 pm (UTC)no subject
Date: 2008-01-05 11:25 pm (UTC)no subject
Date: 2008-01-06 01:59 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2008-01-06 11:26 am (UTC)no subject
Date: 2008-01-07 12:21 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2008-01-07 08:20 pm (UTC)1. творчество - обычно это кусок говна, такого интересного и необычного.. или обычного. И люди чтоб возвысить свою картину, книгу или фотографию называют это так.
2. креатив - тоже самое.
3. позитивный человечек - просто бесит. Это такой чаще глупый, бездушный человек, который только и делает, что орет как он любит "солнце, улыбки, делать подарки, радость, снег, цветы и тд".
4. позитив - для меня отвратительное слово, это не позитив. это маска.
Больше пока не придумала)
Очень понравилось как Вы написали.