psilogic: (ioda)
psilogic ([personal profile] psilogic) wrote2008-01-15 01:25 pm

Мифчики копирайта - проблема решается просто

Поддержу волну, которую погнали [livejournal.com profile] vad_nes и [livejournal.com profile] dark_grey. Они затронули темы копирайта и интеллектуальной собственности.

Такое впечатление, что этот вопрос разбивается на множество маленьких пунктов, и в основе каждого пункта лежит маленький миф – мифчик. Подозреваю, что на каждом из этих мифчиков мастера ЖЖ-раскрутки смогли бы наварить рейтинг и спровоцировать целый флейм, но я в этом не силен, так что вывалю все сразу скопом, как “жж-чайнег”. :)

Мифчик 1: “Социалистическая экономика сплошь неэффективна”.
Имеется в виду по-сравнению с капиталистической. Но это не значит, что в ней нет здравых идей. Сравните то, что было в западных странах начале XX века и сейчас. Ведь они очень многое взяли из опыта соц. лагеря, а кое в чем пошли и дальше. Не все, что ассоциируется с социалистической экономикой, - неразумно. Это мифчик.

Мифчик 2: “Оплата по труду”
Один из принципов соц. экономики. Если человек тратит больше времени, затрачивает больше усилий, здоровья, больше рискует, он должен получать более высокую компенсацию. Иначе он предпочтет более легкую работу. Единственный способ вынудить человека мало получать и много работать – это лишить его выбора – например, создать безработицу.

Мифчик 3: “Оплата по результату”
Однако платить только по труду – неправильно. Тогда нет стимула работать эффективно, то есть, приносить за одно и то же время больше пользы. Получается, что по-настоящему справедливая оплата должна учитывать и труд, и результат.

Мифчик 4: “Супероплата – это правильно”
В некоторых случаях люди получают значительно больше, чем вкладывают труда и больше, чем приносят пользы. Пример – гонорары некоторых артистов кино. Их работа не связана ни с переутомлением, ни с риском для жизни. Если на то пошло, эти миллионы надо платить каскадерам. Результат, который получается, также невелик.

Фильм с участием хорошего актера приносит радость миллионам, однако в этом “принесении радости” участвует огромное число людей, включая работников кинотеатров, телевидения и т.п. Если разделить конечный результат на всех, то вклад артиста в общее дело получится довольно скромным.

Мифчик 5: “Супероплата – неизбежное зло”
В конечном счете супероплата – это уродство, недостаток капиталистической экономики. А что вы хотели – она тоже неидеальна. Казалось бы, исправить это недостаток нельзя.

На самом деле можно, просто невыгодно. Ведь следом за артистами пойдет кто? Правильно: крупный бизнес. Их работа отличается тем же самым: умеренное утомление, очень скромный эффект (если разделить его на всех участников). Но крупный бизнес фактически находится у власти. Поэтому данное уродство системы может быть исправлено только под давлением “низов”, но не сверху.

Мифчик 6: “Нехорошо считать деньги в чужих карманах”.
Государство делает именно это, когда взимает налоги. Оно считает деньги в карманах граждан. Почему обычным гражданам нельзя интересоваться чужими доходами и рассуждать на этот счет? Нипочему, этому лозунгу нет оправданий, это мифчик. Данный мифчик призван защитить супероплату. Люди не должны задумываться: а справедливо ли, что Билл Гейтс – самый богатый?

Мифчик 7: “Интеллектуальная собственность – это святое”.
Там, где деньги, нет ничего святого. Представьте себе, что Колумб открывает Америку. И что – Америка теперь – его собственность? Общество не допустит такого варианта и фактически отбирает эту собственность у первооткрывателя. Оно говорит: ты, конечно, молодец, возьми с полки пирожок, но это слишком жирный кусок для одного, это супероплата.

Представьте себе, что кто-то изобрел хорошее лекарство от рака. Однако “право” на его производство и формулу имеет только одна корпорация, которая не может удовлетворить спрос, цена растет. К чему приведет здесь соблюдение “святого” права? К тому, что множество людей умрет, не в состоянии заплатить цену. Чужие жизни – супероплата.

Какой выход? В данном случае выход простой:государство должно принудительно выкупать такие изобретения и пускать во всеобщее бесплатное пользование. Выкуп должен соответствовать затратам на исследования плюс некоторая прибыль.

Что реально свято – так это знание имени автора и первооткрывателя. Люди должны знать своих героев. Они должны знать не название корпорации, которая наняла гениальных фармацевтов, не ее бренд, не имя главы корпорации, общество должно знать имена гениев, которые открыли лекарство.

Мифчик 8: “Копирование – это воровство”.
Что называть воровством – это во многом вопрос общественного соглашения. Как сложится общественное мнение, так и будет. Воровство ли то, что в Америке живет куча народу и не платит денег потомкам Колумба? Нет, общество так не считает. То же самое и с копированием – как сложится мнение – так и будет.

Мифчик 9: “Если авторам не платить, он не будут писать”.
Будут. Всегда найдутся альтруисты. Я сам пописываю для собственного развлечения, не получаю за это денег, просто не раскрываю свое “инкогнито”. Может, через недельку раскрою.

Наконец, я хочу предложить простое решение проблемы, которое может удовлетворить всех – но за счет убивания эффекта супероплаты. Такое решение может быть продавлено только “снизу”.

Решение заключается в следующем. Писатель пишет книгу, издатель ее издает – все как обычно. Свободно допускаются любые способы копирования книги – но только по истечении короткого срока. Не 70 лет, нет. 1-2 месяца. За это время вполне можно получить прибыль, из которой заплатить разумный гонорар писателю. Именно прибыль, а не сверхприбыль. После этого допускаются любые способы копирования.

Многие люди предпочитают читать на бумаге, и не захотят ждать 1-2 месяца. Они купят книги, и их деньги дадут достаточную прибыль. Если учесть факт насчет бумаги, то еще более разумна такая система: электронное копирование разрешается через 2 недели после выхода книги, бумажное – через 2 месяца.

В киноиндустрии можно сделать так же. После выхода фильма есть краткое время запрета на копирование. Если фильм сделан качественно, он окупает себя за неделю проката. Если нет – ваши проблемы. Делайте качественные фильмы,а не распиаренную лажу. Далее – то же самое. Электронное копирование разрешается через 2 недели после выхода фильма в кинотеатрах, а создание твердых копий (дисков, пленок) – через 2 месяца.

Ссылки очень приветствуются ;)

[identity profile] chva.livejournal.com 2008-01-15 10:28 am (UTC)(link)
> Что реально свято – так это авторское право.

Поменяй на «неимущественные авторские права» ( право на авторство, право на имя, право на обнародование и право на защиту репутации). Авторское право это как раз то что ты критикуешь.

[identity profile] http://users.livejournal.com/_meskalito_/ 2008-01-15 10:41 am (UTC)(link)
Мысль здравая тем более, что реально практика такая имеется просто сроки действия копирайта значительно больше - 25 лет срок действия патента, потом хочешь или нет срок действия заканчивается и изобретение и предмет патентования переходит в общественное владение (кажется так называется).

PS метаболизм общества ускорился поэтому 25лет это слишком много, а лет 5 допустим для ПО и книг это самое оно и будет. Но авторское право трогать нельзя, это святое - без него все порушится.

[identity profile] provi-zorro.livejournal.com 2008-01-15 10:54 am (UTC)(link)
Верно и здраво.
Согласен.

[identity profile] maxik.livejournal.com 2008-01-15 11:35 am (UTC)(link)
согласен.
особо меня бесят патенты.

logic

[identity profile] bsivko.livejournal.com 2008-01-15 11:50 am (UTC)(link)
Такое очучение, что это не мифчики, а логцепОчка
И каждому пункту можно тему отдельную посвятить.

[identity profile] ex-neo-is-fl156.livejournal.com 2008-01-15 02:05 pm (UTC)(link)
Ваше "решение" исходит из того, что "супероплата-это плохо". А это, вот, совсем не факт. В качестве иллюстрирующего примера см. СССР, социализм vs капитализм.
(deleted comment) (Show 3 comments)

Так как, собственно, должна выглядеть оплата?

[identity profile] constconst.livejournal.com 2008-01-15 03:14 pm (UTC)(link)
>>> Получается, что по-настоящему справедливая оплата должна учитывать и труд, и результат.

Вопрос в том, как именно она должна учитываться.
ИМХО, формула должна быть следующая:

оплата = МНТ*ТУ
где,
МНТ (минимально необходимый труд) - труд, минимально необходимый при данной технологии для достижения данного результата
ТУ - собственно, уровень технологии (насколько технология облегчает работу)
результат, соотвественно, учитывается в определении МНТ.

>>> В некоторых случаях люди получают значительно больше, чем вкладывают труда и больше, чем
>>> приносят пользы. Пример – гонорары некоторых артистов кино.

Открыть Страшную Тайну? :)
Профессия артиста кино вообще_не_нужна.
Объяснение: при использовании мультипликации можно достичь того же результата, при намного меньших затратах.
Японская анимация - подтверждает этот факт.
Возникает естественный вопрос - а почему тогда артисты существуют?
Ответ - по той же самой причине, по которой существуют всевозможные религиозные организации.
Люди считают, что "кино - это круто, а мультфильмы - фигня", и ходят на фильмы. А цер... Голливуд эти фильмы снимает.
На примере популярности некоторых артистов - религиозность заметна ОЧЕНЬ хорошо.

>>> Люди не должны задумываться: а справедливо ли, что Билл Гейтс – самый богатый?

Если пошла такая пьянка... попробуй добиться аналогичных достижений. АФАИК, начинал Гейтс с довольно скромных данных. А потом утверждай, что Гейтс "не заслуживает".

Вопросы есть?

[identity profile] arifg.livejournal.com 2008-01-15 08:47 pm (UTC)(link)
Сравните то, что было в западных странах начале XX века и сейчас.

"После", как известно, не означает "вследствие", и такому корифею в логике, как ты, Мирослав, стыдно использовать этот довод. Свободный рынок дает тренд, а не моментальное изобилие. Переходные периоды у рынка могут быть дольше, чем у авторитарной модели, но результат неизменно ее превосходит.

“Оплата по труду”
Один из принципов соц. экономики.


Одно из самых страшных заблуждений. Установив строгую "оплату по труду" мы автоматически лишаем экономику самого главного стимула - получить бОльшую прибыль при меньших затратах. Исчезает мотивация для нововведений. Сегодня большинство компаний стремятся создать новый товар именно потому, что расчитывают на сверхприбыль за то время, пока компании-конкуренты не появились на рынке с аналогичным нововведением. То же справедливо и для рабочих - при реализации принципа "равная облата за равный труд" рабочим становится не выгодно внедрение автоматизации на их рабочих местах, поскольку при той же производительности они начинают затрачивать меньше труда, а следовательно получать меньше. Также не выгодно зарабатывать стаж - если ученик, выполняющий ту же работу что и мастер, получает столько же, сколько и он, мастеру нет стимула совершенствовать свое мастерство. Достаточно саказать, что данный принцип не был никогда реализован и при самом социализме - существовали надбавки за стаж, за классность и т.д. и т.п.

В конечном счете супероплата – это уродство, недостаток капиталистической экономики.

Строго наоборот. "Супероплата" - "уродство" лишь с точки зрения трудовой теории стоимости, которая на данный момент безнадежно устарела. На деле же "супероплата" - это могучий механизм, позволяющий привлекать кадры в востребованные отрасли. К примеру, сотрудник в "стартапе" получает чуть ли не в два раза больше, чем его коллега на обычном предприятии, и это правильно. Труд - это такой же товар, как и любой другой. И если экономика отказывается от регулирования цен на товары, то с какой стати она должна регулировать цены на труд, запрещая работнику выбирать более выгодное для себя место работы?

Про скотину в корыте с интеллектуальной собственность

[identity profile] alex-semenov.livejournal.com 2008-01-16 02:04 pm (UTC)(link)
Мирослав, какой смысл в ваших потугах?!
Зачем нужно защищать интеллектуальную собственность вообще?
По-моему все эти "бредни про сивого бычка" – попытка натянунь гондон рыночных отношений на голову Эйнштейна. Но резиноизделие во-первых явно не лезет... маловат... Во-вторых Эйнштейну он туда не нужен ну никак!
Ладно, понять что не надо кретинам тяжело. Но ведь не налезает же! А тянут из все дури!
Зачем эту дрянь дуракам-олигофренам непременно надо натянуть туда, а не куда надо – мне ясно.
Придурков убедили в том, что теперь они живут в якобы информационном обществе. "Постиндустриальном". И что они, придурки, теперь производят не горшки, носки, булки а "интеллектуальную собственность". Ну типа... Бред полный но распространенный же! Горшки, носки и булки ведь теперь (всякому дураку ясно) производят индусы и китайцы, а что же делает "золотой миллиард"? А оно трудится интеллектуально!!!
А, ну-ну! Фигня полная. Но лучшей же нет!
Вот они и носятся с этой собственностью как с писанной торбой. Но с информацией как с предметом купли-продажи возникают проблемы при применении к ней "принципов наших отцов и дедов". Проще говоря, подходя к этому с жлобской меркой, обнаруживает явные неувязки и парадоксы. Поэтому гондон и тянут что есть мочи.
Но это дураки. Ибо по другому ведь не мыслят!
Но вы, Мирослав, каким боком здесь?
Вы "Понедельник начинается в субботу" читали? Вы помните зачем профессор Выбегайло выводил своих кадавров? Его философию помните? Он полагал что если взять скотину которая только жрать, жрать, жрать и опустить ее мордой в безразмерное корыто потребления, то она, скотина, от этого потребления самопроизвольно (то есть спонтанно) придет к интеллектуальной соб... пардон у нее появятся духовные потребности. Впомнили концепцию "Исполинов духа" желудочно неудовлетворенных? Это между прочим еще 1960-й год. Вот оглянитесь вокруг теперь. Учение Выбегайлы в массах нашло самое широкое одобрение.
И потуги защитить так называемую "интеллектуальную собственность" – это потуги научить кадавра рождать "доброе, мудрое вечное". Да не рождал это жлоб никогда ничего подобного и не будет рожать! А те кто рожал как рожали так и будут рожать и без всякой защиты. Дадите миллиард – будут за миллиард программы писать. Но ведь ЭТИ же с не меньшим азартом за гулаговскую пайку бомбардировщики в бериевском КБ конструировали. Как это объяснить?
Если там внутри есть что-то кроме жрать, жрать, жрать... Пружинка...
Понимаете?
Давно заметил закономерность: чем больше человек печется о защите своей интеллектуальной собственности, тем меньше в этой собственности интеллекта.
Конечно же есть разные случаи.
Но они "не смертельны". Решаются. Не мытьем так катанием. В том числе мифом о плохой защите интеллектуальной собственности. А вы хотите этот миф убить. Знаете анекдот о юристе и его сыне? Сын, молодой юрист, пришел к отцу юристу и говорит: "Папа я решил проблему которую ты 20 лет не мог решить". А тот отвечает: "Сынок, ты только что лишил нас источника, который кормил нас 20 лет." Так и вы. Не надо эту проблему решать!
Во первых так как вы пытаетесь она не решается.
Во вторых и слава богу что не решается.
Там вообще нет проблемы как таковой. Одни пузыри.

[identity profile] arifg.livejournal.com 2008-01-16 10:38 pm (UTC)(link)
Кстати, свои соображения и предложения насчет копирайта, а даю здесь: http://community.livejournal.com/carians/336577.html?thread=10161345#t10161345

Взгляни на досуге на этот тред.