psilogic: (Default)
[personal profile] psilogic
"В Германии в небольшом городке Винненден (27 тыс. жителей), рядом со Штутгартом, один школьник взял у отца пистолет и застрелил 15 человек."

Маленький мальчег нашел пулемет
Больше в деревне никто не живет

Пророческие стихи!

--

Кстати, никогда не видел сколько-нибудь разумного объяснения природы черного юмора...

Date: 2009-03-13 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] evelbius.livejournal.com
Облегчение скрытого социализацией страха через его вербализацию.

Перемещение ужасного в виртуал (тем более в юмор) создаёт иллюзию, что мы сажаем его на поводок (выключатель ТВ, слово, страница книги). Что ужасное исчезнет, если мы запрём его в виртуале или посмеёмся над ним. Полумагия.

Date: 2009-03-13 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] psilogic.livejournal.com
1. Не понял, при чем тут социализация?
2. Про смерть говорят много (вербализуют), но далеко не все кажется смешным.

Date: 2009-03-13 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] evelbius.livejournal.com
1. При основном труде социализации (в 9-13 лет) основные страхи вытесняются из сознания - прежде всего страх смерти (обычно - смерти родительской) и страх безобразного (прежде всего - своей некрасоты). Работу с ними можно было бы вести иначе, через прояснение и осознание, но принятый сейчас тип социализации (прежде всего в семье) проще - вытеснение. Эти эмоции либо мешают другим (родителям), либо понижают социальный статус (плакса).

2. Смех - вершина вербализации, точнее (ещё более обще) - виртуализации. Обозначить явление - это уже отделиться от него, властвовать над его сутью. А сделать посмешищем - это вывести явление за грань серьёзного, то есть - в идеале - уничтожить. Потому политанекдоты бывают столь результативны. Только здесь острие - не на личность, а на собственное (или коллективное) деструктивное переживание.
Это освобождение переживается как чувство приятного. Здесь вкус власти и вкус преодоления некогда запретного (вытесненного).

Date: 2009-03-13 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] psilogic.livejournal.com
1. По-моему сам страх не вытесняется. Скажем, о здоровье родителей принято беспокоиться. Как бэ. Кому-то пофиг, но это не социализация, не то, что обычно стараются привить.

2. Вы там как-то нехорошо переставляете причину и следствие. Сделать что-то посмешищем - значит ну не то, чтобы уничтожить, но принизить, да. Но сначала надо сделать посмешищем. Вопрос - как? Далеко не всякий текст на тему смерти смешон.

Date: 2009-03-14 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] evelbius.livejournal.com
1. Люди редко помнят (именно потому, что вытеснено), но в среднем случае около 9-10 лет ребёнок впервые осознаёт ужас смерти, и проекция этого ужаса идёт на ближний круг, т.е. родителей. Если кто отягощён родовыми проблемами смерти, вины и проклятия (а у нас в стране это массовое дело), то эти хеллингеровские синдромы усиливают страх. Здесь происходит первый серьёзный (перед подростковым гормональным взрывом) раскол с ближним социумом, потому что взрослые этот детский страх не разделяют, обычно не идут на диалог, и страх уходит внутрь, отделяя ребёнка от семьи. Это очень сильное чувство, до фобий. Чтобы сохранить близость с семьёй, взаимопонимание, ребёнок вынужден не переживать, не проговаривать переживание, а называть его плохим, тем, что следует забыть. Вообще детская внутренняя жизнь гораздо интенсивней и сложней принятого в обиходном мнении представления о ней.
В основе здесь страх не за родных, а осознание ухода, конечности бытия. Это конец детства, мироощущения безбрежности жизни. Для взрослых нашей культуры (неверующих) тема смерти табуирована, имеет негативно-запретный фон. И включение этого табу - именно здесь, в эти годы. С реально воцерковлёнными иначе - но там другой разговор.
Социализация - на моём языке не то, что стараются привить, а - процесс вхождения в социум, локомотив которого - не внешние усилия, прививания, а желание самого человека общаться, быть уважаемым и любимым.

2. Вопрос был о природе чёрного юмора.
а) Аспект происхождения. Как это пишется, кем рождается. Думаю, чёрный юмор (ужастик) рождается тягой пережить то запретное, что пугает - и через это преодолеть ужас этого неизвестного, запретного. Но пережить в слабости, в подчинении нельзя, страшно, неприятно. Невольно выбираешь приятный путь - осмеять, сделать нестрашным, ручным, нарисованным. Это древний, отработанный поколениями способ, один из корней вообще юмора. Вот я ужастиков много насочинял в детстве. Юмор был инструментом освобождения - от мертвенных табу.
Маленький Лёша сделал тротил,
И под подушку себе положил.
Мама подушку пришла поправлять...
Нет, не дала она Лёше поспать.

Кроме чёрного, есть много других снятий страхов через юмор - например, специфический церковный (на Руси был оч.популярен) многими воспринимался как антицерковный, но это просто то же преодоление страхов табуирования, только уже не смерти, а беспутства и т.п.

б) Аспект переживания. Что тянет к ч.ю. В принципе, всё то же, потому что, слушая, причащаешься действию, которое не смог совершить сам. Особенно это срабатывает в компании (ночная палата детского лагеря), коллективное переживание цементирует коллектив. А рассказчик ещё и повышает свой статус через временную власть над другими.

Date: 2009-03-14 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] psilogic.livejournal.com
Большое спасибо. Не со всем согласен, но спорить не тянет, тянет поразмышлять :)

Date: 2009-03-17 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] pvn123.livejournal.com
>но в среднем случае около 9-10 лет ребёнок впервые осознаёт ужас смерти, и проекция этого ужаса идёт на ближний круг, т.е. родителей.

Это все интересно.
Делал ли кто исследования? Есть ли какие статистические данные?

Лично в моем случае страх смерти заставлял меня плакать лет в 5-6, насколько я себя помню. Но именно огорчало то, что придется умирать самому. Почему-то казалось, что родители, и даже бабушка - они навсегда. Может потому, что я не очень ориентировался в возрасте.

Date: 2009-03-17 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] evelbius.livejournal.com
Возраст первого глубокого надлома отмечен мною впервые в 1986-м году, тогда я работал наиболее плотно именно с этим возрастом - от 9 до 12 лет (как воспитатель-пионервожатый). Затем была большая лицейская практика, затем обогатился опытом жены (у неё высшее педагогическое). Каких-то работ об этом не читал, это личное наблюдение с очень большой статистикой за 20 с лишним лет. Думаю, работ должно быть много. Подтвержденья не искал, как не ищут подтверждения тому, что вишня цветёт белым цветом - просто наблюдал между делом.
Насчёт возраста 5-6 - бывает и ранее, вот у Ники Турбиной трагизм конца проснулся в 3 года и она по гениальности смогла это тут же вербализовать. Там даже ещё ощущение личности не было сформировано - трагизм был воспринят как мировой. Люди разные, но одинаково то, что страх этот в нынешнем нашем семейном воспитании - дело обычно запретное, несочувствуемое никем всерьёз. "Плачешь чего?! Ну-ка давай спать! Щас в угол поставлю, там поплачешь!" И - вытеснение, и - проблемы на будущее. Есть разные педсистемы, но они трудно входят в традиции семьи - самое главное потому, что в школах нет адекватной учёбы будущих родителей. А позже массового образования нет, и становятся папой-мамой абы кто, по самотёку.

Date: 2009-03-18 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] pvn123.livejournal.com
Спасибо.
Да, у Вас был богатый материал для наблюдений.
А вот этот момент - у меня был страх конца именно личной жизни, другие мне казались либо бесконечными (т.к. они "всегда были" и будут) либо я об этом не задумывался.
То есть у ребенка появляется ощущение конечности всех, или, прежде всего, себя.
У меня - именно себя.

Date: 2009-03-13 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] psilogic.livejournal.com
По поводу пункта 2 - основные эффекты юмора действуют и в черном юморе, но мне (интуитивно) кажется, что должно быть что-то еще. Может, я и неправ.

Основные эффекты, которые я знаю, - это
1) элемент загадки-отгадки (анекдот)
2) элемент стеба (над тем, кто является жертвой в черноюморном)
3) элемент бунта (примерно то, что вы говорили - принижение какой-то труднопреодолимой или непреодолимой власти)

Date: 2009-03-14 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] evelbius.livejournal.com
Ну, ещё элемент неожиданности (чёртик из табакерки) - он есть практически в любом юморном действии и явно несводим к загадке-отгадке. В чёрном юморе есть ещё сильный элемент переживания смерти - понарошку. Своей или чужой (которая тоже переживается отчасти своей). Это не столько бунт против неё, сколько искажённое переживание воскресения, преображения.
В принципе, в любом юморе есть это действие некоторого убийства - в шарже и карикатуре убивается живая правда через её чучелизацию. Самое тонкое, нежное основание жизни в карикатуру не протащишь - только внешние одёжки духовного сердца человека.
Избежать такого, пусть даже мягкого, элемента убийства живого, юмор может в особом случае: если он не утверждает, а вопрошает. "Мы играли вам на свирели..." Здесь юмор, как вогнутое концентрирующее зеркало, отражает проблему, показывая её смешной.
From: [identity profile] yt78.livejournal.com
"Определение склонных к ... пассионариев в более-менее ранней степени развития личности, но ДО приобретения навыками владения любыми видами оружия и определения им будущих задач типа "Защита родины от внешних(подчёркиваю, ВНЕШНИХ!) врагов".
Ангола, Мозамбик, Афганистан, Балканы... "Французский легион", "Восток"...
Ну хочется мальчику "повоевать", пусть идёт в кадетско-суворовско-десантные училища!

Тему докторской(целую школу, IMHO, можно создать) отдаю бесплатно:-))

Затвердят.
Главное - ВЫВОДЫ:

Например, что преступность(типа изнасилований и убийств) от склонных к... РЕЗКО сократится, разным путингам ещё легче будет решать свои "мелкие" вопросы за "руб ежом", и т.д.

P.S. Защититесь, не забудте пригласить на банкет)))

Date: 2009-03-13 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] yt78.livejournal.com
Значит, договорились!
Жду приглашения. Годик. Такую тему раньше не поднять.

Хотя... Если кое-что передрать из советских источников;-))

Date: 2009-03-13 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] psilogic.livejournal.com
разумного! :)
а назвать как-нибудь сам факт я и сам могу :)

Re: разумного! :)

Date: 2009-03-13 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] yt78.livejournal.com
Тогда, назову - пещерный цинизм.
Подкорка, ёлы-палы!

Русские девушки-женщины-бабы-бабушки почему то очень любят частушки типа "мимО нашева Окна прОнесли пОкОйника...". Поют про "... у пОкОйника торчал выше подокОнника!" исключительно на свадьбах)).
А где ж ИШО? Не на похоронах же? 8-(((
(deleted comment)
From: [identity profile] yt78.livejournal.com
Видимо, да, девушка!
Сброс крайнего подсознательного негатива через стихи-частушки.
Согласен.
Генетически.
Стравление пара из кипящего котла.
Тем меньше "русских бунтов, бессмысленных и беспощадных".

Date: 2009-03-13 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] kont-artifex.livejournal.com
это он чтоли еще и перезаряжать успевал?

Date: 2009-03-13 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] psilogic.livejournal.com
он еще и побегать по городу успел. контер-страйкер хренов

Date: 2009-03-13 09:14 pm (UTC)
From: [identity profile] morri-gun.livejournal.com
да вообще молоток. он еще 9 (из них два полицейских) человек ранить успел и сам застрелился.

Date: 2009-03-13 10:01 pm (UTC)
From: [identity profile] simplelex.livejournal.com
А человеку свойственно смеяться в основном над плохим... Кстати, навскидку даже и припомнить не могу хорошего повода посмеяться... Мда-с...

Date: 2009-03-13 10:08 pm (UTC)
From: [identity profile] psilogic.livejournal.com
хорошее из сегодняшних анекдотов: "Утенок активный не только убивает бактерии и освежает воздух, но и приятно щекочет яйца!"

Date: 2009-03-13 11:05 pm (UTC)
From: [identity profile] simplelex.livejournal.com
Ок, вот и пример: что хорошего в этом смешном анекдоте?

Date: 2009-03-14 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] psilogic.livejournal.com
яйцам приятно :)

Date: 2009-03-14 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] simplelex.livejournal.com
Ну, вы поняли. :)

Date: 2009-03-14 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] psilogic.livejournal.com
хм... вообще-то нет

Date: 2009-03-14 01:47 pm (UTC)
From: [identity profile] simplelex.livejournal.com
То, что химически-активный препарат "щекчоет" явно не смешно.

Date: 2009-03-14 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] psilogic.livejournal.com
вы только что заявили что анекдот смешной :)

Date: 2009-03-14 11:31 pm (UTC)
From: [identity profile] simplelex.livejournal.com
Оговорился, сорри. Смешно, но ничего хорошего.

Date: 2009-03-17 10:59 am (UTC)
From: [identity profile] pvn123.livejournal.com
Наверное, это лучший из возможных ответов:)

Date: 2009-03-14 05:32 am (UTC)
From: [identity profile] shlyapa-dvb.livejournal.com
Каждый день в каком-нибудь городке маленький мальчик берёт покататься папину машину и убивает с её помощью себя и ещё одного-двух-трёх человек в придачу. Делов-то.

Date: 2009-03-14 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] ex-xj-dimon367.livejournal.com
Достань пистолет. Стань героем.

Date: 2009-03-16 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] as180.livejournal.com
Самое краткое объяснение можно найти у Хайнлайна в книге "Чужой в стране чужих":
Человек смеется, когда ему больно.

December 2016

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
181920212223 24
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 15th, 2025 08:38 am
Powered by Dreamwidth Studios