psilogic: (Default)
[personal profile] psilogic
Заметил, что по привычке вступаю в разборки с философами, а так и не написал нигде внятно, за что же я их так обидеть норовлю. Ведь люди столь приятны в общении, так почто тГавите, товарищ Крокодил?

Не то чтобы я ненавидел эту породу, как раз таки поводов для личного озлобления мне не давали. Да и люди в целом и в общем то неплохие: терпимость к чужому мнению, корректность, вежливость - это все распространено среди философов и умиротворяет. Так что именно как к людям - никаких претензий, абсолютно.

А дело в том, что я рассматривал эту породу как интересный объект для изучения. Не саму философию, а именно философов, психологию философов и тех, кто рассуждает, мыслит в таком стиле. И вот к этому стилю у меня кой-какие претензии есть и довольно серьезные.

Много воды утекло с тех времен, когда я бросался на них, заострив зубки, да с юношеским задором, да с неприкрытыми дырами в позиции, многое со временем уточнилось, а что-то осталось прежним Так что сижу сейчас пишу некий итог что ли... итог многолетнего наблюдения за данной породой.

Выкладываю пока кусочек, который получился забавным по форме как сценка в лицах:


Обвиняемая говорит о себе как о науке, изучающей наиболее общие законы природы и разума. Это не единственное определение, обвиняемая постоянно путается в показаниях. Например, далеко не всегда называет себя наукой, иногда соглашаясь на менее престижный титул, например, “форма познания”.

Как бы то ни было, в разных определениях философии, как говорится, “красной нитью” проходит одна идея: “наиболее общие”, “наиболее базовые”, “наиболее основные”, “наиболее фундаментальные” законы природы, знания.

Обвинение вызывает свидетельницу: физику.

Вопрос обвинения: разве не ты, физика, занимаешься самыми фундаментальными законами природы?

Свидетельница отвечает: если подумать, так и есть.

Представитель обвинения: а доказать?

Свидетельница поясняет: законы физики описывают атомы, частицы, поля, излучения, а из них состоит вся природа, включая разум, если рассматривать его как одно из природных явлений. Я, физика, изучаю законы пространства и времени, а эти понятия постоянно используют другие науки.

В зале слышен хор одобрения: нет ни одной науки, которая могла бы обойтись, например, без понятия времени.

Философия говорит, дескать, есть еще более фундаментальные вещи, например, разделение на материализм и идеализм. Но тут выясняется, что физика готова предложить понятие “вещество”, подробно описать четыре состояния вещества с их свойствами и законами.

Оказывается, философское понятие “материи” не несет в себе никаких дополнительных сведений по сравнению с физическим понятием “вещества”. Философия не может предъявить ни одного дополнительного закона природы помимо тех, что знает физика. Таким образом, претензии философии на фундаментальность не аргументируются ничем, кроме ее собственных заявлений.

Тогда обвиняемая заявляет, что она занимается вопросами познания. Но тут появляются сразу три свидетеля: психология, педагогика и теория информации.

Теория информации говорит: я лучше всех разбираюсь в том, как хранить и записывать знания, и ее товарки согласно кивают.

Педагогика говорит: а я лучше всех разбираюсь в том, как знания передавать из поколения в поколение. Хотя нередко я советуюсь с психологией.

Психология заявляет: а я разбираюсь в том, как это происходит, как устроен процесс познания. Хотя я нередко советуюсь с теорией информации, у меня даже есть совместная с ней “информационная парадигма”.

И тогда три свидетеля обращают свои взоры к философии: мы трое разбираемся в том, как знания создаются, как хранятся и как передаются. А что тогда осталось тебе?

Но философия не сдается: зато я знаю о законах мышления!

В зале кто-то встает: этим занимаюсь я, нейрофизиология, а ты хоть знаешь, чем нейроны отличаются от нервов?

Философия восклицает: это все вульгарный материализм и редукционизм, зато я формирую у людей логическое мышление!

Тут снова кто-то встает: а чем же тогда занимаюсь я, логика?

Философия: ты – часть меня, моя дочь. Вот и диалектическая логика – моя дочурка.

Логика: правда что ли? Может, диалектика – и твоя дочурка, но я своей мамой считаю математику и даже фамилия у меня соответствующая: “математическая логика”. Кстати, кто как не математика занимается самыми “фундаментальными” законами мышления, рассматривает самые абстрактные идеи, которые даже ты не возьмешься отнести к вульгарному материализму? Причем, половина других наук без математических моделей жить не хочет. А у тебя как дела с такими идеями?

Математика (с места, ворчливо): она даже плюс бесконечность от минус бесконечности не отличает...

Философия: вспомнила! Я занимаюсь этикой и моралью, вот! Этим уж точно никто из вас не занимается, даже ты, психология.

Психология: ну я знаю, откуда берется и как изменяется мораль, а вот антропология знает, у каких народов какие традиции в этом плане.

Философия: зато ты не знаешь, какая этика и мораль самая правильная.

Психология: пожалуй, нет, не знаю. А ты знаешь?

Философия: я работаю над этим!

Антропология (ехидно): ну и как успехи?

Философия: неважно, зато я над этим работаю, и больше никто.

В задних рядах слышно кряхтение, и вскакивает какая-то древняя-предревняя старушка с воплем: “а как же я?!” Эту старушку все знают, но далеко не все любят.

Антропология (ехидно): привет, религия. А как успехи у тебя?

Занавес.

Date: 2010-04-04 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] bsivko.livejournal.com
2. Философия в процессе своего развития занималась не конкретно чем-то, а постоянно лезла во все неформализуемое и недоказуемое. А то, что было сформировано - уходило в конкретную область. Например когда-то давно греки вывели модель и защитили её - это логос, тахес, космос. Тахес - это синоним сегодняшней материи, логос - законы её изменения, а космос я уже забыл (; Так вот, была определена материя (все что бытие - это тахес) и то, что она переходит постоянно в новое состояние по каким-то законам (логос) (переходы из небытия в бытие и пр. оставляются за кадром). Т.е. на конкретном периоде философия решила одну из задач - построение базовой модели, от которой теперь отталкиваются все физики. К слову говоря, совсем необязательно было именно так решать эту задачу (построение базовой модели в виде материи, законов и космоса). Её можно было решить по-другому (оставим в качестве домашнего задания по философии (; ).
И теперь идем дальше. Философия таким образом занималась тем, что определяла базу для всякой всячины, которая вступала на пути человеков. Разрешение дуализма чувства-разум, создание научного метода, практика единственный критерий истины и пр.. Это все - уже решенные вопросы, они конкретно историчны. Их можно попробовать решить снова, но в обыденной жизни их решение никому не нужно, т.к. это не бытовая задача их решения люди используют как готовые.
А так как большинство задач решены, то философы занимаются тем, что изучают историю философии. А продвинутые философы занимаются делом. Да-да-да (Freeman), делом. Например нейрофилософия. Т.е. сейчас идет куча новой информации и открытий о работе мозга. И в соответствии с этой информацией нужно построить/перекроить базовые понятия и представления человека в этом мире - сознание, интеллект, субъективные ощущения и пр. становятся более понятными и более материальными. И надо что-то с этим делать. И кто с этим что-то делает является действующим философом. Сами философы это называют "осмыслением". Но мы то с вами знаем..

3. Представляет собой решение одной из проблем в истории. Сейчас мало кто понимает практически любую из эпох, в которой люди жили (см. эпиграф). И решение философских вопросов каждого из периодов во многом определяло жизнь в потом.
Page generated Aug. 23rd, 2025 10:18 am
Powered by Dreamwidth Studios